Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 19.09.2024, 20:21

Домашний логопед

Меню
Категории раздела
Родителям [16]
Коллегам [11]
Студентам [3]
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 95
Кто здесь?

Онлайн всего: 42
Гостей: 42
Пользователей: 0
Форма входа

Статьи

Главная » Статьи » Студентам

Как предупредить трудности, связанные с пониманием текста?

Онучкина Марина Викторовна,

учитель-логопед

высшей квалификационной категории,

НС(К)НШ-ДС № 89  г. Набережные Челны

Значение книги и чтения как средства образования, воспитания и развития человека общеизвестно. Видные мыслители, учёные, писатели, общественные деятели, педагоги важное место отводили книге как источнику знаний духовного и умственного развития человека. Психолог Рубакин Н. И. говорил, что "чтение есть создание собственных мыслей при помощи  мыслей других людей”. Поэтому так важно привить ребёнку интерес к книге и показать не только её роль в жизни человека, но и вооружить ребёнка умением читать. "Чтение, - писал методист начального обучения Н. Ф. Бунаков, - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное так и на нравственное развитие  своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность.

Дети с трудностями в обучении, как правило, оказываются неготовыми к началу обучения, в том числе и к учебной деятельности на уроках чтения. Они приходят в школу, не зная многих букв, не владея элементарными фонематическими представлениями. Поэтому уроки чтения  в нашей школе взаимосвязаны с уроками развития речи и ознакомления с окружающим миром, так как устная речь является базой для формирования чтения как особого вида заданной и самостоятельной работы школьников. Обучение чтению учителя и воспитатели начинают со специальной подготовительной работы – с общего развития детей и развития их речи.

Подготовка к чтению текста как новой единицы начинается уже при чтении предложений и неполных текстов с помощью дополнения их рисунками, ответов на вопросы, использования сюжетных картинок.

Известно, что механизмы чтения предложений и связного текста различны, поэтому учащиеся сталкиваются с трудностями, т.к., не овладев практически признаками текста, дети читают его как отдельные предложения.

Первоначальное обучение чтению в букварный период обязательно сопровождается слушанием детской книги.  Кроме того, работая с Азбукой, ребенок слушает чтение учителем связных текстов. Предварительное или последующее слушание и самостоятельное чтение ребенка должны постоянно использоваться в обучении, помогая осмысливать читаемое.

Главное, чтобы учащийся представлял, что он читает связный текст; для этого необходимо обращать его внимание на основные признаки текста: целостность, связность, наличие темы, общность мысли, начало, конец  и т.п.  Осуществляется это в доступной форме, без употребления терминов.

Чтобы научиться читать, нужно, прежде всего, научиться слушать чужое чтение, воспринимать и понимать содержание читаемого текста другими людьми; для смысловой переработки содержания важен пересказ, рассказ о прочитанном, то есть устная речь. Поэтому, обучая чтению (технике чтения и пониманию), мы в то же время учим детей  слушать чтение и использовать устную речь для переработки полученной информации, чтобы глубже осознать и использовать её. На уроках чтения  формируются навыки и умения воспринимать письменную связную речь, поэтому речевое развитие является необходимым условием понимания текста.

Это проявляется в особенностях восприятия  и воспроизведения художественных произведений, так как слушание текста и его пересказ являются важнейшими элементами работы на уроках чтения: после небольшой вводной беседы о предстоящей работе эти дети охотно и внимательно слушают текст, в то же время при повторном чтении и прослушивании они испытывают трудности в установлении смысловых связей, в частности при подборе иллюстраций к прочитанному рассказу: многие слабо соотносят содержание прочитанного с иллюстрациями, не могут объяснить свой выбор, большинство не умеют рассматривать книгу, не знают терминов, необходимых для работы с книгой и её последующего анализа.

Активизация мыслительной деятельности и расширение словарного запаса несут особую коррекционную направленность. Существует прямая зависимость между внешним выражением эмоциональной реакции детей и показателем глубины и правильности осмысления прочитанного: эмоциональной реакции при слушании текстов обычно не проявляют те дети, которые в дальнейшем обнаруживают недостаточное понимание смысла услышанного (затрудняются в самостоятельном пересказе, не могут придумать своё название текста, не понимают и не могут подобрать иллюстрации к рассказу и т. п.).

Формирование умения видеть заголовок и понимать его роль осуществляется с помощью серии заданий: выбор заголовка из предложенных вариантов и соотнесение его с текстом, выбор собственного заглавия, соответствующего содержанию. Вводится такой порядок действий: прочитать текст; ответить на вопросы по его содержанию; прочитать заголовки; подумать, какой из них больше подходит и почему; проверить себя (перечитать текст), соединить заголовок с текстом. Это способствует формированию умений ориентировки в теме текста.

Известно, что пересказывание, рассказывание сказки – это не только прием, развивающий речь учащихся, но и средство закрепления в речи понимания текста.

         Для понимания прочитанного большое значение имеет анализ содержания текстов ответить на вопросы по прочитанному тексту помогут рисунки, имеющиеся в учебнике.

         На начальных этапах обучения непонимание содержания читаемого у учащихся обычно связано с нарушением синтеза сложных смысловых единиц текста, в то время как отдельная смысловая единица может быть ими осмыслена в достаточной степени. Поэтому необходима постоянная кропотливая работа над пониманием учащимися общего логико-информационного плана изложения.

         С 1 класса следует учить детей работать с текстом, отыскивать в нём по заданию учителя новые слова, выражения или отрывки, формируя таким образом навык выборочного чтения и чтения про себя.

         В противном случае учащиеся со слабо сформированным навыком чтения при получении большого или трудного задания могут отказаться от работы, совсем перестают читать, требование дозированного чтения как коррекционный приём предполагает, что учитель, зная особенности навыка чтения и возможности своих учеников, даёт им посильные задания для самоподготовки, и для внеклассного самостоятельного чтения, по возможности для работы на уроке.

         До работы над текстом целесообразно проводить его повторное чтение. Лучше повторно читать не целиком произведение, а наиболее яркие отрывки из него.

         Для предупреждения восприятия фрагментарности прочитанного рекомендуется создавать на уроках проблемные ситуации, которые не только способствуют возникновению условий поиска правильного ответа на вопрос, но и побуждают учащихся к самостоятельной формулировке вопросов.

         Учащихся необходимо учить планировать работу над текстом. На первоначальном этапе работы с текстом рекомендуется ставить вопросы непосредственно по содержанию, в соответствии с последовательностью предложений, активно используя находящуюся в них лексику. Фактически проводить почти построчный анализ текста, в ходе которого дети многократно обращаются к произведению. Такой анализ прочитанного поможет им овладеть приёмом выборочного чтения и выделения предложений из текста, слов из предложения.

         С первых дней обучения проводится работа над интонацией (вначале это может быть чтение вопросов, ответов, чтение в лицах с использованием детских книг, выборочное чтение ответов на вопросы, подписей под картинками, описание пейзажей и т. п.).

         Обязательным разделом работы по обучению чтению является внеклассное чтение, которое по окончании подготовительного периода проводится один раз в неделю.

         На начальных этапах работы для внеклассного чтения целесообразно использовать детские книги со сказками, детскими иллюстрациями, крупным шрифтом – всё это будет способствовать формированию у детей желания читать. Это могут быть те же сказки, что и в учебнике. Постепенно, по мере усвоения навыка чтения, учащиеся начинают самостоятельно читать простые тексты или отрывки из них.

         На всех уроках, и особенно на чтении, рекомендуется использовать коррекционные упражнения для развития внимания, памяти, восприятия (зашумлённые картинки, таблицы Шульте и т. п.). 

 Каждый этап обучения требует определенного уровня понимания читаемого. На подготовительном этапе, в период освоения букв, слов, предложений и простейшего связного текста, важно помнить, что, помимо технических операций воссоздания звуковой структуры слова по графической (буквенной) модели и ориентировке сначала на слог, а затем синтез слова с помощью ударения и, наконец, упреждающий синтез - ориентировку на следующее слово (чтение сочетаниями слов), необходимо обеспечение понимания слова, словосочетания, предложения, текста. Понимание текста - перекодирование авторских слов на свой код сначала осуществляется на уровне предметном, фактическом; более высокий уровень - понимание подтекста и смысла текста достигается, когда сформирован определенный уровень техники чтения словами вслух - не менее 60 слов в минуту.

Литература.

 1. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. С.-Пб.: «Союз», 1998.

2. Калинина И.Л. Учим детей читать и писать. М.: «Флинта», 1997.

3. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. М. «Аркти» 1999.

4. Ястребова А.В. «Преодоление общего недоразвития речи» М. «Аркти» 1999.
Категория: Студентам | Добавил: Маруся (28.08.2010)
Просмотров: 1758 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz