Формирование и развитие монологической речи у школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Онучкина Марина Викторовна,
учитель-логопед
высшей квалификационной категории,
НС(К)НШ-ДС № 89г. Набережные Челны
Речевая функция – одна из важнейших функций человека.
В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной
деятельности, способность к понятийному мышлению.
Решение задачи обучения школьников связной речи
осуществляется путем формирования умений воспринимать высказывание, передавать
его содержание и создавать свое собственное.
Связная монологическая речь более сложная, чем
разговорная. Она более содержательная и полная, требует хорошо развитого умения
выделять существенные стороны и свойства описываемого предмета, явления или события,
которые должны быть логически связаны между собой и развиваться в определенной
последовательности. Кроме того, она должна быть понята слушателями только на
основе ее содержания, контекста и не должна требовать постановки дополнительных
вопросов и уточнений. Монологическая речь – это контекстная речь.
А.А. Леонтьев выделяет такие стороны монологической
речи: относительную развернутость, большую произвольность и
программированность.
Для того чтобы выразить свою мысль наиболее полно и
точно, нужно уметь не только отобрать содержание, но и правильно использовать
необходимые для этого языковые средства. Нужно иметь определенный запас слов и
уметь подбирать наиболее точно подходящие для выражения данной мысли слова,
практически владеть навыками построения простого и сложного предложений,
использовать разные языковые средства для связи предложений.
Основная задача работы по развитию связной речи в
школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои
мысли в устной и письменной форме. В комплекс умений, формируемых у учащихся
при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение содержанием,
построением и речевым оформлением текста:
1.Умение получить
информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и
сочинении.
2.Умение выделять
части в тексте, связно и последовательно излагать материал, формулировать
вводную и заключительную часть текста и др.
3.Умение
использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и
стилю.
4.Умение
редактировать текст.
В процессе формирования умений предметом рассмотрения
становятся следующие связи: а) связь содержательной и операционной сторон умения;
б) соподчинение между умениями, выделение ведущих среди них; в) связи между
умениями воспринимать, излагать и создавать текст.
Выполнение действий опирается на теоретические знания
о тексте и требованиях к его созданию и воспроизведению. В связи с этим в каждом
классе обучение начинается с работы над текстом как речевой единицей, выделения
его основных признаков. Знания о признаках текста должны носить практический
характер и выступать основой для определения тех операций, которые необходимо
выполнить при работе над изложением и сочинением.
Чтобы научить раскрывать тему и главную мысль текста
(в изложении и сочинении), используют специальные приемы: подбор заголовка,
отражающего главную мысль текста; установление зависимости содержания,
построения и речевого оформления текста от его идеи. Для осознания цели,
условий высказывания, возможного адресата создается искусственная речевая
ситуация.
Организация обучения детей с недоразвитием речи
предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно
ориентироваться в условиях речевой ситуации и самостоятельно определять как
содержание своего высказывания, так и наиболее уместные для него языковые
средства. Для достижения этих целей следует использовать систему упражнений, в
процессе которых учитель должен:
- создавать ситуацию речевого общения в классе,
моделирующую реальное устное общение;
- побуждать учащихся высказывать собственное отношение
к тому или иному факту, событию, явлению;
- добиваться использования усвоенного речевого
материала;
- направлять внимание учащихся на содержание
высказываний;
- предусматривать формирование различных видов связной
речи: сообщение, описание, повествование, рассуждения и т.п.
Обучение связности высказывания достигается с помощью
следующих типов упражнений, направленных на объединение в логической последовательности
нескольких предложений.
- Расположение в логической последовательности
предложений деформированного текста.
- Дополнение данного предложения другим, логически с
ним связанным.
- Логическое продолжение мысли (Коля выбежал из дома. Он…).
- Составление связного высказывания по двум-трем
опорным вопросам: «Кто идет? Куда идет?
Кого встретил?».
- Нахождение в контексте предложений, не подходящих по
смыслу.
При отработке умения отражать причинно-следственные
отношения между фактами действительности следует направлять внимание детей на
смену действий и причинно-временную их последовательность. В повествовательной
речи средством выражения этих отношений являются глаголы. Детей с недоразвитием
речи надо специально учить выбирать глаголы в определенной (логической)
последовательности и опираться на них при построении рассказа.
Очень важно научить ребенка пользоваться средствами
межфразовой связи: личными, указательными местоимениями, наречиями, обозначающими
место и время действия – тут, там, тогда,
текстовыми синонимами.
Дети с речевым недоразвитием затрудняются в описании
предметов и прочих объектов действительности. Учителю необходимо проводить дополнительную
работу по формированию умения вычленять главное и второстепенное в объекте,
сравнивать его с другими объектами, выделять в них общее и различия. Описание
предусматривает активное использование имен прилагательных, необходимый запас
их должен быть накоплен в процессе работы над лексическими средствами.
Особенно медленно и с большим трудом дети овладевают
такой формой речи, как рассуждение, т.е. связным учебным высказыванием. Рассуждение
требует продуманности, аргументированности, выражения своего отношения к
высказываемому, отстаивания своей точки зрения.
Чтобы овладеть рассуждением, ученик должен научиться
вскрывать причинно-следственные отношения между явлениями и фактами действительности.
На первых порах целесообразно предлагать детям повторять вслед за учителем или
учеником формулировки заданий, обобщающих выводов, правил и т.д.
Это достигается системой вопросов, организацией проверки
правильности выполнения заданий. Последовательность высказывания определяется
последовательностью производимой учебной работы, а связность – порядком
выполнения учебных действий.
При работе с текстом особое внимание уделяется
воссозданию текста по плану, развернутому или краткому. Работа над планом
должна быть использована не только как средство развития речи, но и как способ
организации их учебной деятельности.
В процессе работы над планом дети учатся определять
тему высказывания, отделять главное от второстепенного, строить собственные сообщения
в логической последовательности. Необходимо специально учить детей и тому, как
пользоваться планом, как отвечать по плану.
Литература.
1.Щеголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной
школе. С.-Пб.: Специальная литература, 1998.
2.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. «Как помочь детям с
недостатками речевого развития» М. «Аркти» 1999.
3.Леонова С.В. Развитие речи младших школьников на
логопедических занятиях. Журнал «Логопед» 2004г., №1.
4.Борисенко Т.Н. и др. Особенности логопедической работы
в условиях стационара с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и
письма. Журнал «Логопед» 2004г., №1.
5.Ионова А.Н. Дидактические игры в коррекции устной и
письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи. Журнал «Логопед»
2004г., №1.