Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 19.09.2024, 20:24

Домашний логопед

Меню
Категории раздела
Родителям [16]
Коллегам [11]
Студентам [3]
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 95
Кто здесь?

Онлайн всего: 60
Гостей: 60
Пользователей: 0
Форма входа

Статьи

Главная » Статьи » Студентам

Формирование и развитие монологической речи у школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Онучкина Марина Викторовна,

учитель-логопед

высшей квалификационной категории,

НС(К)НШ-ДС № 89  г. Набережные Челны


Речевая функция – одна из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению.

Решение задачи обучения школьников связной речи осуществляется путем формирования умений воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать свое собственное.

Связная монологическая речь более сложная, чем разговорная. Она более содержательная и полная, требует хорошо развитого умения выделять существенные стороны и свойства описываемого предмета, явления или события, которые должны быть логически связаны между собой и развиваться в определенной последовательности. Кроме того, она должна быть понята слушателями только на основе ее содержания, контекста и не должна требовать постановки дополнительных вопросов и уточнений. Монологическая речь – это контекстная речь.

А.А. Леонтьев выделяет такие стороны монологической речи: относительную развернутость, большую произвольность и программированность.

Для того чтобы выразить свою мысль наиболее полно и точно, нужно уметь не только отобрать содержание, но и правильно использовать необходимые для этого языковые средства. Нужно иметь определенный запас слов и уметь подбирать наиболее точно подходящие для выражения данной мысли слова, практически владеть навыками построения простого и сложного предложений, использовать разные языковые средства для связи предложений.

Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. В комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение содержанием, построением и речевым оформлением текста:

1.                     Умение получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении.

2.                     Умение выделять части в тексте, связно и последовательно излагать материал, формулировать вводную и заключительную часть текста и др.

3.                     Умение использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.

4.                     Умение редактировать текст.

В процессе формирования умений предметом рассмотрения становятся следующие связи: а) связь содержательной и операционной сторон умения; б) соподчинение между умениями, выделение ведущих среди них; в) связи между умениями воспринимать, излагать и создавать текст.

Выполнение действий опирается на теоретические знания о тексте и требованиях к его созданию и воспроизведению. В связи с этим в каждом классе обучение начинается с работы над текстом как речевой единицей, выделения его основных признаков. Знания о признаках текста должны носить практический характер и выступать основой для определения тех операций, которые необходимо выполнить при работе над изложением и сочинением.

Чтобы научить раскрывать тему и главную мысль текста (в изложении и сочинении), используют специальные приемы: подбор заголовка, отражающего главную мысль текста; установление зависимости содержания, построения и речевого оформления текста от его идеи. Для осознания цели, условий высказывания, возможного адресата создается искусственная речевая ситуация.

Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и самостоятельно определять как содержание своего высказывания, так и наиболее уместные для него языковые средства. Для достижения этих целей следует использовать систему упражнений, в процессе которых учитель должен:

- создавать ситуацию речевого общения в классе, моделирующую реальное устное общение;

- побуждать учащихся высказывать собственное отношение к тому или иному факту, событию, явлению;

- добиваться использования усвоенного речевого материала;

- направлять внимание учащихся на содержание высказываний;

- предусматривать формирование различных видов связной речи: сообщение, описание, повествование, рассуждения и т.п.

Обучение связности высказывания достигается с помощью следующих типов упражнений, направленных на объединение в логической последовательности нескольких предложений.

- Расположение в логической последовательности предложений деформированного текста.

- Дополнение данного предложения другим, логически с ним связанным.

- Логическое продолжение мысли (Коля выбежал из дома. Он…).

- Составление связного высказывания по двум-трем опорным вопросам: «Кто идет? Куда идет? Кого встретил?».

- Нахождение в контексте предложений, не подходящих по смыслу.

При отработке умения отражать причинно-следственные отношения между фактами действительности следует направлять внимание детей на смену действий и причинно-временную их последовательность. В повествовательной речи средством выражения этих отношений являются глаголы. Детей с недоразвитием речи надо специально учить выбирать глаголы в определенной (логической) последовательности и опираться на них при построении рассказа.

Очень важно научить ребенка пользоваться средствами межфразовой связи: личными, указательными местоимениями, наречиями, обозначающими место и время действия – тут, там, тогда, текстовыми синонимами.

Дети с речевым недоразвитием затрудняются в описании предметов и прочих объектов действительности. Учителю необходимо проводить дополнительную работу по формированию умения вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать его с другими объектами, выделять в них общее и различия. Описание предусматривает активное использование имен прилагательных, необходимый запас их должен быть накоплен в процессе работы над лексическими средствами.

Особенно медленно и с большим трудом дети овладевают такой формой речи, как рассуждение, т.е. связным учебным высказыванием. Рассуждение требует продуманности, аргументированности, выражения своего отношения к высказываемому, отстаивания своей точки зрения.

Чтобы овладеть рассуждением, ученик должен научиться вскрывать причинно-следственные отношения между явлениями и фактами действительности. На первых порах целесообразно предлагать детям повторять вслед за учителем или учеником формулировки заданий, обобщающих выводов, правил и т.д.

Это достигается системой вопросов, организацией проверки правильности выполнения заданий. Последовательность высказывания определяется последовательностью производимой учебной работы, а связность – порядком выполнения учебных действий.

При работе с текстом особое внимание уделяется воссозданию текста по плану, развернутому или краткому. Работа над планом должна быть использована не только как средство развития речи, но и как способ организации их учебной деятельности.

В процессе работы над планом дети учатся определять тему высказывания, отделять главное от второстепенного, строить собственные сообщения в логической последовательности. Необходимо специально учить детей и тому, как пользоваться планом, как отвечать по плану.

 Литература.

1.                Щеголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе. С.-Пб.: Специальная литература, 1998.

2.                  Ястребова А.В., Бессонова Т.П. «Как помочь детям с недостатками речевого развития» М. «Аркти» 1999.

3.                  Леонова С.В. Развитие речи младших школьников на логопедических занятиях. Журнал «Логопед» 2004г., №1.

4.                  Борисенко Т.Н. и др. Особенности логопедической работы в условиях стационара с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма. Журнал «Логопед» 2004г., №1.

5.                  Ионова А.Н. Дидактические игры в коррекции устной и письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи. Журнал «Логопед» 2004г., №1.


Категория: Студентам | Добавил: Маруся (28.08.2010)
Просмотров: 3135 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz