Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 19.09.2024, 20:15

Домашний логопед

Меню
Категории раздела
Родителям [16]
Коллегам [11]
Студентам [3]
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 95
Кто здесь?

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Статьи

Главная » Статьи » Коллегам

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ВЫПУСКНИКА ДЕТСКОГО САДА.

Онучкина Марина Викторовна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории,

НС(К)НШ-ДС № 89  г. Набережные Челны

На формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени . После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга.

Качество речи является внешним показателем развития мышления и эмоциональной сферы. Родной язык (речь) усваивается каждым отдельным человеком самостоятельно, неосознанно, в процессе подражания речи окружающих.

Ведущая цель подготовки к школе: формирование у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью.

Условия успешного обучения в школе

  • Аппарат речи у ребенка должен быть в исправности, каждый из отделов должен работать правильно и в полном согласии с другими отделами.
  • Ребенок должен обладать хорошим слухом.
  • Посредством этого слуха он должен воспринимать         предлагаемые ему окружающими хорошие образцы речи.
  • Ребенок должен быть настолько психически развит, чтобы ему вообще было о чем говорить.
При отсутствии хотя бы одного из этих условий мы       имеем дело с          расстройствами или недостатками речи.

Предпосылки формирования полноценной учебной деятельности.

  • хорошее физическое развитие ребенка;
  • развитый физический слух;
  • развитая мелкая моторика рук, общая моторика;
  • нормальное функционирование ЦНС;
  • владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);
  • произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
  • познавательная активность, желание учиться, любознательность;
  • коммуникативная деятельность, готовность к совместной работе, взаимопомощи.

Показатели психологической незрелости детей, поступающих в школу:

  • слабое речевое развитие;
  • неразвитость тонкой моторики;
  • неправильное формирование способов учебной работы (испытывают трудности, связанные с усвоением правил);
  • отсутствие ориентировки на способ действия и слабое владение операциональными навыками;
  • низкий уровень развития произвольного внимания, памяти и самоконтроля.

Признаки готовности к школьному обучению.

  • сильное желание учиться (учебная мотивация);
  • широкий круг знаний об окружающем мире;
  • способность к выполнению основных мыслительных операций;
  • физическая и психическая выносливость;
  • развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств;
  • определенный уровень коммуникативных умений (вежливость в общении со взрослыми и сверстниками, умение вступать в контакт, дисциплинированность).

Параметры речевого развития.

1.     Фонетико-фонематическая система языка, навыки языкового анализа и синтеза

  • Просодическая сторона речи
  • Произносительная сторона речи
  • Слоговая структура речи
  • Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез
  • Элементы грамоты.

2. Словарь

3. Грамматический строй

4. Связная речь и навыки речевого общения

Требования к знаниям будущего первоклассника

Обучение речи ребенка начинается задолго до поступления в школу – с первых дней жизни. К 1 классу ребенок должен уметь выделить из слова звуки (иначе он не научится читать и осознанно писать), из слова его значимые части: корни, окончания и др. (иначе он не научится сознательно применять правила графики и орфографии, различать словоформы), должен уметь из текста выделить предложения, из предложений – слова, связать их вопросами (иначе задержится процесс развития мышления). Единицы языка ученик выделяет интуитивно (почти без обучения), но для усвоения классов единиц необходимо обучение. Для правильного понимания смысла единиц языка, употребленных в речи, необходим контекст – минимальный, для проявления лексического значения слова: мой брат (сын моего отца), брат отца (мой дядя) – или грамматического значения словоформы: брат учится (действие), брат – ученик (признак), брат – обучен (состояние). Часто необходим текст значительного размера, изображающий жизненную ситуацию, знание которой необходимо, чтобы понять, в каком смысле употреблена данная единица  языка.

В 1 отделение принимаются дети с грубо выраженным общим недоразвитием речи (алалией, алалией, осложненной заиканием, афазией, дизартрией, ринолалией, и тяжелой дислалией, сопровождающейся дисграфией и дислексией).

ОНР у таких учеников проявляется в позднем ее развитии. Поэтому их опыт речевого общения оказывается намного меньше, чем у детей, с нормальной речью, и характеризуется недоразвитием всех компонентов речи, касающимся как смысловой, так и звуковой ее сторон. Речь детей характеризуется чрезвычайной бедностью словаря. Каждый учащийся имеет свой словарь, иногда значительно отличающийся от словаря других. Используемые слова в большинстве случаев произносятся искаженно и употребляются не всегда верно, часто наблюдаются замены одного слова другим вследствие неправильного понимания их значения.

Ученики стремятся изменить слова по родам, числам, падежам, лицам и временам, но их попытки оказываются часто безуспешными. При построении предложений нарушаются нормы согласования и управления. Затруднения в практическом овладении грамматическими закономерностями языка ограничивают понимание устной речи и читаемого текста, многие грамматические формы и категории недостаточно различаются детьми.

Наблюдаются грубые недостатки в произношении звуков и слоговой структуры даже двусложных слов. Отсюда недостаточная готовность к овладению звуковым анализом и синтезом слов, что приводит в процессе обучения к специфическим (дисграфическим) ошибкам. Все это ограничивает общение детей.

Состав учащихся речевой школы неоднороден: дети, получившие обучение в специальных дошкольных учреждениях, занимавшиеся с логопедом частным порядком или в поликлинике, из семьи, из массовой школы.

Формирование классов происходит по уровню речевого недоразвития, а не по характеру дефекта.

Пять – десять лет назад в нашу школу поступали дети, 50 – 80% которых не прошли специальную дошкольную подготовку в детских садах и поликлиниках. В настоящее время до 80% учеников речевой школы прошли подготовку в логопедических группах, группах для детей с ЗПР, детских поликлиниках, занимались с логопедом частным порядком. При обследовании в начале года выясняется относительное благополучие произносительной стороны речи первоклассников: многие из тех, кто прошел дошкольную подготовку, имеют достаточно внятное произношение, удовлетворительно выполняют артикуляционные упражнения, испытывают трудности лишь при проговаривании 4 – 5тисложных слов и т.п.; и в то же время дети с трудом повторяют цепочку из 3 – 4 слогов, содержащих оппозиционные звуки, что говорит о недостаточной сформированности фонематического восприятия. Еще более грубые нарушения выявляются при исследовании навыков языкового анализа. Первоклассники с трудом выделяют заданный звук из слова, определяют место заданного звука, общее количество звуков и т.д. Значительные трудности возникают у ребенка при верификации предложений. Многие первоклассники не выявляют ошибки, обращая внимание на общее смысловое звучание, не вникая в суть логико-грамматических конструкций, а это безусловно важно для понимания прочитанного текста, решения задач. Предложения Собака вышла в будку, Солнце освещается землей, Мальчик умывается лицо, У Нины большая яблоко большинство детей считают верными. Составление предложений из слов, данных в начальной форме, также представляет определенную трудность для детей с нарушениями речи.

Большинство детей не справляется с пробой на добавление предлогов в предложение. Наиболее успешно они вставляют предлоги В и НА. Путают предлоги С и ИЗ. А предлоги ЗА, ПЕРЕД, ПО, НАД, ПОД и др., как правило, отсутствуют в словаре детей.

Практически несформированными оказываются словообразовательные процессы. Особенно страдает процесс образования всех видов прилагательных от существительных. Сколько детей, столько вариантов ответов на каждую пробу.

Связная речь содержит пропуски смысловых звеньев, логических связок, при составлении рассказа по сюжетной картине дети перечисляют изображенные предметы или называют действия, не определяя взаимоотношения между персонажами, места действия, времени. В работе по серии картин они не могут определить последовательности событий, выявить причинно-следственные отношения. Пересказ прослушанного текста значительно сокращен, фразы упрощены, стереотипны.

Справедливости ради, следует сказать, что системная речевая патология носит стойкий характер и не преодолевается полностью даже в условиях специально организованного обучения.

Категория: Коллегам | Добавил: Маруся (28.08.2010)
Просмотров: 2422 | Теги: коррекционное обучение, коррекция речи, дети с особыми образовательными пот | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz