Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 19.09.2024, 20:09

Домашний логопед

Меню
Категории раздела
Родителям [16]
Коллегам [11]
Студентам [3]
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 95
Кто здесь?

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Статьи

Главная » Статьи » Коллегам

Приемы написания слуховых диктантов (часть2).

Мисаренко Г.Г., канд. пед. наук,

доцент ГОУ ДПО (ПК) специалистов Московской обл.,

Педагогическая академия последипломного образования, Москва

Технология обучения школьников писать слуховые диктанты. По данной технологии можно работать с учениками любого класса, выбирая доступные детям звенья из представленных ниже и лексический материал к ним, для чего составляется технологический план, который отрабатывается постепенно, пошагово. К работе со следующим звеном логопед переходит, когда определит, что умения предыдущего звена отработаны в достаточной степени. Следует учесть, что мы учим детей выделять только те единицы, которые ими изучены в классе. Однако логопед может в пропедевтических целях формировать представления и о других единицах, например, о запятых между однородными членами. Но в этом случае нельзя требовать результата, нужно по необходимости подсказывать и помогать. Техника работы в рамках всех звеньев плана одинакова. Логопед читает предложение или текст не менее 3, синтагму - не менее 2 раз. При первом слушании ученики знакомятся с лексическим материалом и пытаются уловить наличие в нем той единицы (они перечислены ниже), которой посвящено данное упражнение, и их количество. Во время второго слушания дети составляют шпаргалку, во время третьего проверяют шпаргалку путем коллективного обсуждения.

Первый модуль - мотивационный. При обучении уровень текста и предложения меняются местами в соответствии с принципом от простого к сложному. Сначала отрабатываются умения, присущие уровню предложения, потом - текста, затем - синтагмы. Во всех случаях работа проводится в основном устно, ибо именно на тренировку устных операций учителям не хватает времени.

Работа на уровне предложения. Логопед читает небольшое предложение первый раз для общего ознакомления. Второй раз он читает ученикам это же предложение, предварительно поставив задачу вслушиваться и искать тему упражнения. Если необходимо вы делить две-три единицы, предложение прочитывается третий раз. Выделение имен собственных. Перед вторым прочтением логопед ставит задачу вслушиваться в предложение и искать в нем имена собственные. Если они есть, сведения заносятся в шпаргалку. Ученикам попеременно предъявляются предложения с именами собственными и без таковых. Когда логопед убедится, что дети успешно справляются с этим, он переходит ко второму звену плана. Выделение однородных членов (восприятие интонации перечисления). Сначала происходит обучение, аналогичное предыдущему. Ученики, независимо от состояния до или после изучения правила постановки запятых, учатся при выраженной помощи логопеда находить однородные члены по смыслу и интонации - перечисление предметов, действий или признаков: Вечером пришли Лена и Кирилл (пришли - Лена и Кирилл). Тень бежала за Сережкой, подпрыгивала вместе с ним, иногда перегоняла (тень - бежала, подпрыгивала, перегоняла). Ветер шевелил желтые, бурые, багряные листья (листья - желтые, бурые, багряные). Повторяя однородные члены, дети учатся видеть наличие или отсутствие между ними союза и. До изучения однородных членов ученики называют их перечислением предметов, действий, признаков. Когда дети освоят материал, нужно дать задание: найти имена собственные и однородные члены. В этом случае предложение прочитывается 3-4 раза. Выделение предлогов и союзов (маленьких слов). Можно эту работу разделить на два звена - предлоги и союзы, но лучше этого не делать, потому что при написании диктанта важным является не установление части речи, а выделение в потоке маленьких слов и понимание того, что их надо писать отдельно от других слов. Выделение предлогов целесообразно соединить с работой над этой частью речи по соответствующему технологическому плану*. После привлечения внимания детей к предлогам и уточнения их значений и осмысления их достаточной степени, следует этап определения наличия предлога в словосочетании, а затем - в предложении. Тут работа над предлогами и обучение писать диктант объединяются.

Определение знака в конце предложения. Традиционно педагоги учат детей ориентироваться на интонацию. Однако практика показывает, что этот способ неправильный, поскольку в нем перепутаны причина и следствие. Не предложение является вопросительным, потому что произносится с вопросительной интонацией, а наоборот - интонация должна быть вопросительной, поскольку предложение таково по цели высказывания. Исходя из этого, в коррекционной работе следует учить детей ориентироваться на цель и одновременно передавать ее интонацией: повествовательное предложение сообщает достоверную информацию и произносится утвердительно (Там за рекой деревня. Не скажу, куда я положила яблоки); вопросительное сообщает о незнании говорящим того, что он говорит, о необходимости получить новую информацию и произносится вопросительно (Там за рекой деревня? Ты куда положила яблоки?); восклицательное доносит до читателя значимость информации и произносится с выраженной экспрессией, но не обязательно громко (Я кашу сварила!). Выделение всех единиц. Эта работа может осуществляться как с текстом, так и с отдельными предложениями. Каждому ребенку можно дать бланк шпаргалки. Приведем пример ее заполнения. Логопед 1 раз читает весь текст, затем первое предложение, ученики слушают и заполняют таблицу, после чего может следовать проверка. Далее обрабатывается второе предложение и т.д. Рассмотрим шпаргалку текста: «Черныш - это такса. Он хитрый, жадный. Один раз Черныш гулял и увидел около будки Шарика. У Шарика был день рождения. Ему подарили большой, жирный кусок мяса. У Черныша от зависти аж в животе заурчало! Он захотел обмануть Шарика и утащить мясо. Но добрый Шарик увидел таксу и сразу позвал Черныша в гости». Примечание. В шпаргалке отмечаются (с помощью логопеда или без нее) только те однородные члены, между которыми следует ставить запятую.

Работа на уровне текста. При работе с текстом шпаргалка не заполняется, поскольку цель данной работы - умение слышать только присутствие той или иной единицы без конкретизации ее количества и места: есть имена собственные; есть вопросительные предложения и т.п. Логопед читает текст сначала для общего ознакомления. Возможна краткая беседа о его содержании для развития вербальной оперативной памяти. Затем перед учениками ставится задача, как и перед вторым слушанием предложения, выделять на слух присутствие заданной единицы. Текст следует читать столько раз, сколько нужно детям, поэтому он не должен быть слишком длинным. Выделение восклицательных и вопросительных предложений. Выделение имен собственных. Выделение однородных членов (восприятие интонации перечисления). Здесь не имеется в виду, что ученики должны услышать конкретные однородные члены, вполне хватит того, что они услышат один или несколько раз перечисление и будут знать, что в тексте есть такая единица. В ходе диктанта в классе они будут слушать однородность более детально на уровне предложения, а в коррекционной работе достаточно понимания их присутствия в тексте. Выделение иных конструктивных особенностей, уже изученных школьниками в классе. Выделение всех единиц.

Работа на уровне синтагмы. Ученикам дается предложение, в котором они выделяют все единицы и вносят сведения в шпаргалку. Затем это же предложение делят на части, каждую из них логопед читает 3 раза (первый раз для определения количества слов, выделения предлогов и союзов, грамматических связей (окончаний); второй - для графобуквенной записи; третий - для проверки). Техника выполнения графобуквенной записи частей предложения, например, «В субботу один дачник шел пешком домой» следующая: - услышав синтагму, дети повторяют ее для себя, четко проговаривая слова от начала до конца, несколько даже утрируя произнесение конца слова и определяя количество слов; - затем они отвечают сами себе на вопрос: Есть ли здесь маленькие слова?; - «записывают» синтагму. В итоге получается «запись» предложения: В _ту _______дин ____ник ___ ____ком ____мой. Если в предложении встречаются окончания с безударными гласными, то в случае явных затруднений ученикам следует подсказывать правильные варианты. Мы все-таки логопеды, а не учителя русского языка, у нас с ними генеральная цель одна, но этапные цели и задачи разные.

Второй модуль - операционный. К работе с ним логопед приступает тогда, когда ученики овладеют в достаточной степени операциями первого модуля. Вначале ученикам предъявляется текст целиком, затем по предложениям и частям, с заполнением шпаргалки и без графобуквенной записи. Далее следуют операции орфографических действий кодирования слов, которые и являются содержанием данного модуля. Обучение слышать орфограмму в слове. Техника работы следующая. Ученики слушают часть предложения, повторяют ее «для себя». Далее, орфоэпически проговаривая первое слово синтагмы, они вслушиваются в него, чтобы определить последовательность звуков, наличие в нем той орфограммы, которая является темой упражнения*. Если она есть, то при записи ученик обдумывает правописание и либо пишет слово, если он абсолютно уверен, что знает, как его писать, либо делает пропуск (письмо с «дырками»), если сомневается или не знает. Так же поступают со всеми последующими словами.

В процессе работы выявятся дети с завышенным уровнем самооценки, которые будут часто выбирать первый вариант и делать ошибки. Для них вводится обязательное письмо с «дырками». После записи каждой синтагмы ученики проговаривают слова, фиксируя внимание на каждой букве, а после записи всего предложения делается коллективный анализ морфемного состава слов с орфограммой и определяется их правильное написание.

Программа работы состоит из изученных детьми орфограмм, причем последовательность предъявления логопед определяет исходя из потребностей учеников. Выделение на слух безударных гласных [а], [и] в корнях и окончаниях; упражнения в их проверке при помощи проверочных слов. Выделение на слух стечений согласных, определение случаев оглушения парных согласных и наличия непроизносимых согласных. Выделение на слух мягких согласных и определение букв для обозначения следующих после гласных. Выделение на слух сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу. Выделение на слух сочетаний чк, чн, нщ. Выделение разделительных Ь и Ъ по одному или вместе. Выделение на слух всех орфограмм в слове. Технологические планы работы с каждой группой учеников логопед составляет самостоятельно.

Третий модуль - контрольный. Обучение проверке осуществляется обязательно в предлагаемой ниже последовательности. Проверка каждого предложения непосредственно после его записи. Проверка после записи всего текста (на трех уровнях, описанных в первой части данной статьи). Реализация представленной в статье технологии вполне может рассматриваться как часть работы по коррекции дисграфий и дизорфографий.
Категория: Коллегам | Добавил: Маруся (05.09.2010)
Просмотров: 2922 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz