Онучкина
М.В., учитель-логопед высшей квалификационной категории ГБС(К)ОУ «НС(К)НШ-ДС V вида №89»
Чтение и письмо –
сложные психические процессы. В их основе лежат механизмы взаимодействия
анализаторов (зрительного, речедвигательного, речеслухового) и временных связей
двух сигнальных систем. Нарушение письменной речи ребенка может быть
результатом сбоя в любом из этих механизмов.
Дефектное развитие
речи детей приводит к нарушению или несформированности отдельных процессов или
операций, необходимых для формирования правильного навыка письма. К типичным
проявлениям нарушения письма относятся: неспособность осуществить
звукобуквенный анализ и синтез слов при письме; специфические замены букв и
общие искажения структуры слова. Степень выраженности нарушения письма у детей
неодинакова и зависит от природы первичного нарушения, структуры дефекта,
компенсаторных возможностей, этапа овладения навыком письма. Все это и
определяет основы коррекционного воздействия. Работа по преодолению дефектов
письменной речи и развитию звукобуквенного анализа и синтеза слова уже создает
предпосылки для нормализации акта письма у детей. Но в ряде случаев приходится
использовать специальные приемы обучения.
Однако коррекционная
работа не будет успешной без тщательно проведенного анализа причин возникновения
нарушений письменной речи. Поэтому необходимо всестороннее обследование речи
детей, поступающих в школу.
Дети с трудностями в
обучении, как правило, оказываются неготовыми к началу обучения, в том числе и
к учебной деятельности на уроках обучения грамоте. Они приходят в школу, не
зная многих букв, не владея элементарными фонематическими представлениями.
Поэтому уроки обучения грамоте взаимосвязаны
с уроками развития речи и ознакомления с окружающим миром, так как устная речь
является базой для формирования чтения как особого вида заданной и
самостоятельной работы школьников. Обучение чтению и письму начинают со
специальной подготовительной работы – с общего развития детей и развития их
речи. В этот период проводится работа по развитию фонематического слуха и
фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, развитию
речи, а также общему развитию.
Чтение и письмо в
начале коррекционного обучения заменяются работой с различными схемами, представляющими
собой модели анализируемых слов, разрезной азбукой, слоговыми карточками и таблицами.
Как известно, одним из компонентов чтения на начальных этапах его формирования
является процесс опознание изображения букв и их сочетаний. Этот процесс у
детей с нарушениями речи нередко задерживается. Дело в том, что он зависит от
речедвижения, т.е. закрепления связи между буквой и соответствующим звуком,
подготовкой органов артикуляции к произнесению звука и произнесением его. У
детей с речевыми недостатками наблюдается несоответствие между зрительным и
артикуляционным образами, нарушается связь между буквами и звуками, которые
дефектно произносятся и недостаточно точно различаются. Это приводит к
неправильному озвучиванию ряда букв в процессе чтения. Даже в тех случаях, когда
тот или иной звук уже поставлен или уточнен в произношении, соответствующая
буква может опознаваться и произноситься то верно, то неверно, т.к. связь буква
– звук остается еще недостаточно четкой и однозначной. Узнавание буквы и
подготовка органов артикуляции к произношению соответствующего звука
задерживается, и тем самым снижается темп чтения. Поэтому следует упражнять
учащихся в узнавании и различении не только звуков, но и букв, которые ими
смешиваются и заменяются при чтении или письме. Учитель показывает или
записывает букву, ученик отыскивает ее среди других букв, отпечатанных на
карточке, или в составе слова. Отрабатываемый графический знак должен
опознаваться с достаточной быстротой при одновременном включении речедвижений.
чтобы выработать правильную связь между буквой и звуком. Ребенок, опираясь на
графическое изображение буквы, должен четко произнести соответствующий звук.
Для развития процессов узнавания и различения букв
полезны следующие упражнения:
·
назови (запиши)
буквы, перечеркнутые другими буквами;
·
назови (запиши) буквы,
наложенные друг на друга;
·
назови (запиши)
буквы, которые чаще всего встречаются (различные варианты букв в зависимости от
речевого нарушения; буквы печатные, прописные, различной толщины, цвета,
шрифта)
Ж З С Ш Ц С Ч Т
Щ Ц
Ш Т Ж Ж Т Щ З Ч
Ш Т
·
назови буквы и
скажи, какая еще буква спряталась в них; запиши каждую букву отдельно;
·
преврати Л в И, И
в Ш, Л в А, А в Д, Ь в В, К в Ж, Г в Б, З в В;
·
найди одинаковую
букву в словах:
1. рак, порт, сыр, мир, берег, рев;
2. халат, клен, лбы, щель, волосы, жили;
·
по какому
признаку (почему) слова записаны в две строчки?
Цена целый кольцо яйцо зацепить
Свеча
косой
просить маска люстра
Помогает
переключению внимания ребенка на графический знак такой прием: ребенку предлагается
сначала заучить ряд слов со звуком, соответствующую букву которого он путает в
процессе чтения (письма), или текст с данными словами, а затем их прочитать в
убыстренном темпе. Можно проводить эти упражнения с использованием песочных
часов, которые приучают ребенка выдерживать заданный темп чтения.
Важно обращать
внимание ребенка на то, как он должен произнести в слове соответствующую букву,
и просить его читать медленно, отчетливо проговаривая все звуки в слове. Затем
ребенок читает эти же слова повторно, с постепенным убыстрением темпа.
Можно предложить
упражнения, при выполнении которых обратить внимание на взаимосвязь звука и
буквы:
·
найди и прочитай
(запиши) слова:
был,
пин, пар, бен, пир, бык, бан, бил, пил, пун, бак, пак, блин, плен, плут, брод,
плун, бред, прак, брак;
·
составь и
прочитай (запиши) 8 слов со слогами ЖИ, ШИ: 4 слова из 2-х слогов, 4 слова из
3-х слогов:
МА НЕ НА РАФ
НЕ ЖИ ВЫ ЛИ
ВОТ НО ВКА ШИ
·
быстро составляй
и читай слова:
бе яться
бо лить
по бро ловать
ба дить
В том случае, когда у
детей с нарушениями речи наблюдается побуквенное чтение, следует заново
формировать у них правильные приемы чтения. Для этого нужно уделять больше
внимания работе над слогами, научить ребенка в процессе чтения воспринимать
сразу не одну, а две буквы, вводя опережающую ориентацию на гласные буквы, с
тем чтобы подготовить правильное произнесение предшествующего согласного. За
основу чтения берется прямой слог.
Чтение слогов
традиционно считается занятием неинтересным, скучным. Однако эту работу можно
оживить. Изготавливают красочные слоговые таблицы со значками-подсказками.
Шрифт должен быть крупным и четким, гласные выделены красным цветом. ДУГА –
согласная с последующей гласной, ТОЧКА – отдельная буква. Прежде чем приступить
к чтению слогов, необходимо объяснить ребенку, зачем нужны эти таблички. Дается
понятие «слога». Для наглядности на глазах у ребенка надо написать печатными
буквами слово РАКЕТА, прочитать его, а затем разрезать на три части и прочитать
слоги вразбивку. Выводы: а) один слог ничего не обозначает; только когда они
стоят в определенном порядке, получаются слова, имеющие смысл; б) чтобы
научиться читать слова, нужно потренироваться в чтении слогов. Будет полезно
при неоднократном возвращении к чтению таблицы поработать с секундомером или
песочными часами. При чтении нужно плавно проводить указкой по дугам,
акцентировать остановку движения руки на точках. Таблицы читаются как в
горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. При чтении будет
совершенствоваться не только техника чтения, но и отрабатываться подвижность
артикуляционного аппарата. Одновременно ведется работа лишь с одной таблицей.
Можно добавлять к этому другие задания. Не следует переходить к следующей таблице,
если не отработано чтение предыдущей. Широко практикуя упражнения в чтении
открытых слогов, необходимо помнить, что ребенок с фонематическим недоразвитием
должен в первую очередь научиться улавливать общее в звучании всех вариантов
одного и того же звука, обозначаемого посредством определенной буквы. Для
чтения вначале следует подбирать упражнения, где согласная буква дается в
сочетании с различными гласными, затем уже вводить упражнения в чтении по
подобию.
Примерные упражнения:
·
добавь букву и
прочитай полученный слог:
1) П-, Т-, К-, С-, Д-;
2) КР-, СТ-, МН-, ПШ-, ЧТ-;
3) -А, -О, -У, -И;
4) -О, -У, -И, -А;
Особое внимание нужно
уделять чтению слогов с твердыми и мягкими согласными. Эти слоги целесообразно
сравнивать и сопоставлять как в произношении, так и в написании. В процессе их
чтения надо подводить ребенка к тому, что отдельно взятая буква не может быть
прочитана, т.к. она читается с учетом последующей.
Организуя работу с
детьми данной группы по развитию навыка чтения и письма, формированию умения
быстро ориентироваться в звуковой форме слова, развитию синтеза с
использованием зрительной опоры, следует использовать в качестве дополнительных
самостоятельных заданий упражнения на ПРЕОБРАЗОВАНИЯ (ТРАНСФОРМАЦИОНЫЕ).
Подобные упражнения обеспечивают довольно высокий уровень мыслительной
активности учащихся в процессе обучения чтению и письму, развивают
наблюдательность, зрительный контроль.
Работая над
совершенствованием чтения и письма, педагог должен учитывать, что дети с ОНР
часто затрудняются в различении слов, сходных по звучанию и начертанию, но
различных по значению, читают их ошибочно. Чтобы преодолеть указанные
трудности, рекомендуются упражнения для чтения таких пар слов, как, например,
СТОЛ – СТОЛБ, КОЛОБОК – КЛУБОК, КОПАЛ – КУПАЛ, КУПАЛ – КУПИЛ. Эти слова дети
должны отчетливо прочитать, проанализировать по звукобуквенному составу и
сравнить. Затем установить, почему получается разное значение. Детям
предлагается также читать столбики слов, отличающихся одной – двумя буквами.
Столбики таких слов легко прочитываются детьми, т.к. относительно новыми для
них в прочитываемом слове всякий раз оказываются одна – две буквы. После чтения
следует спросить у ребенка, какое из прочитанных сочетаний не является словом,
не имеет смысла, чем слова отличаются друг от друга. Можно выложить несколько слов
из букв разрезной азбуки.
ЛАК СОК
РАК ТОК
БАК ДОК
·
Чтение столбиков
слов с одинаковыми гласными.
Перед чтением каждого столбика дать ребенку следующее
задание:
а)
запомнить как можно больше слов;
б)
запомнить гласные в словах.
После чтения
можно выложить эти слова из букв разрезной азбуки или записать (по памяти).
МАМА САДЫ ЛУНА НОСЫ
ПАПА РАДЫ ЛУПА КОСЫ
БАБА РАМЫ РУКА РОСЫ
Следует тренировать
детей в узнавании звукобуквенного образа слова, ориентируясь лишь на отдельные
его элементы. Необходимо также упражнять детей в чтении одного и того же слова,
имеющего разные грамматические формы (ДОМ, ДОМА, К ДОМУ, О ДОМЕ); разных слов с
одинаковыми окончаниями (НА КУСТАХ, НА СТОЛАХ, НА ПАРТАХ, В СУМКАХ, В ПЕНАЛАХ и
т.д.); однокоренных слов (ЗЕМЛЯ, ЗЕМЛЯК, ЗЕМЛЯНИКА, ЗЕМЛЯНИЧНОЕ); слов,
образованных с помощью разных приставок от одного корня (ПРИЛЕТЕТЬ, ОТЛЕТЕТЬ,
ДОЛЕТЕТЬ, ПЕРЕЛЕТЕТЬ, УЛЕТЕТЬ); слов, имеющих одинаковые приставки, но разные
корни (ПРИЛЕТАТЬ, ПРИЕХАТЬ, ПРИБЕЖАТЬ, ПРИСКАКАТЬ). Подобные упражнения расширяют
и уточняют словарный запас, развивают навыки словообразования и словоизменения,
воспитывают орфографическую зоркость, отрабатывают подвижность артикуляционного
аппарата.
Слова всех упражнений
следует произносить по орфографическим нормам, четко проговаривая каждый звук,
но не по слогам, а слитно. После прочтения все слова обязательно сопоставляются,
выясняется их звукобуквенный состав, сходство и различие, значение слов, с
некоторыми формами слов следует составить предложения.
Указанные упражнения
помогут ребенку лучше ориентироваться в составе слова, выделять его морфологические
элементы (корень, суффиксы, приставки, окончания) и тем самым не допускать ошибок
на замену целого слова или его части, а в процессе чтения узнавать слово сразу
«в лицо», что скажется на темпе чтения. Однако возникшая у ребенка догадка
должна всегда проверяться при повторном восприятии.
Нужно помнить, что
если слово состоит более чем из 3-4 букв, то органы зрения во время его фиксации
воспринимают некоторые части слова недостаточно отчетливо. Восполнение этого
достигается прогнозированием буквенно-словесного выражения и смыслового
содержания слова (упреждающим синтезом). В процессе чтения читающий
прогнозирует правильное чтение букв, целого слова, иногда догадывается о
последующем слове, о сочетании слов во фразе, о грамматическом их выражении.
Основой прогнозирования является догадка, возникающая на основе прежнего
речевого опыта, умения устанавливать смысловые и грамматические связи. Без
умения прогнозировать, т.е. понимать целое до того, как будут восприняты все
его элементы, невозможно сформировать правильный навык чтения. Без умения
прогнозировать нельзя добиться достаточно быстрого темпа чтения в соответствии
с требованиями общеобразовательной школы.
Прежде всего, учитель
должен научить детей узнавать звукобуквенный образ слова, ориентируясь лишь на
отдельные его элементы. С этой целью можно использовать такой прием, как чтение
слов с пропущенными элементами типа ТЕ...ДЬ
(ТЕТРАДЬ), КОНВЕ... (КОНВЕРТ), МЕД...ДЬ (МЕДВЕДЬ).Облегченный вариант этого
приема, когда к словам подбираются соответствующие картинки, позволяющие
ребенку правильно воссоздать звуковую форму слова и тем самым найти недостающие
буквы.
·
Упражнения,
направленные на узнавание звукобуквенного образа слова:
-
читай, вставляя разные гласные (согласные):
Т...К К...ШКА
Т...К К...ШКА
Т...К К...ШКА
Т...К К...ШКА
-
прочитай: КОНЬ, ПОЛ, КОМ, ВОЛ, прибавляя к каждому слову столько разных
слогов, сколько сможешь.
ОБРАЗЕЦ: ПИЛ – пилка, пилот, пилит,
пилы, копилка.
-
прочитай:ЖАБА, ЛАВА, КОРКА; подумай, в какие слова надо вставить слоги:
-ЛО-, -ОЧК-, -ЗИН-, чтобы
получились новые слова (запиши их);
-
читай быстро и четко: оса – роса, ель – щель, ролики – кролики, пачка –
прачка, ботики – ботинки;
-
читай слова справа налево: нос, лом, бар;
-
читай слова, переставляя согласные буквы: гора, вози, лето;
- восстановить слова, добавляя гласные
кмд стл
шлп кмнт кхн кртшк
ктнк двн
К числу условий,
влияющих на возникновение правильной смысловой догадки в процессе чтения, т.е.
на прогнозирование читаемого, относится и умение воспринимать сразу не только
отдельные слова, но и их сочетания. Для этого необходимо научить детей
группировать слова между собой по лексико-грамматическим признакам. Например,
можно попросить ученика с недоразвитием речи:
-
выбрать из читаемого текста глаголы или существительные, а также связанные с
ними по смыслу слова и прочитать (записать) их;
-
выбрать из текста (записать) существительные и самостоятельно подобрать к ним
слова, сочетающиеся с ними по смыслу и отвечающие на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? КАКОЙ?;
-
подобрать к словам 1-ой строчки слова из 2-ой строчки, сочетающиеся с ними по
смыслу; изменить, где нужно, род прилагательных; составленные словосочетания
прочитать (записать):
1) корм, пища, багаж, груз, одежда, сарафан;
2) теплый, ценный, легкий, грубый, ручной,
хороший, здоровый, летний, плохой, птичий, тяжелый, изящный.
Учитывая, что
наибольшим прогнозирующим потенциалом обладают слова, обозначающие действия (а
именно эта группа слов оказывается
недостаточной у детей с ТНР), в большую часть упражнений нужно включать
глаголы. Кроме того, при выполнении этих упражнений необходимо следить за тем,
чтобы ученик не ограничивался приблизительной догадкой, а точно определял
значение каждого слова.
·
Упражнения,
способствующие синтезу восприятия и понимания.
- установить связь
между словами первой пары и дополнить вторую:
Дерево – сук рука – ? Женя – Евгений Коля – ? Яйцо –
скорлупа картофель – ?
Собака – шерсть рыба – ? Горка – кататься речка – ?
Горка – санки Река – ?
Насыпать – горка копать – ?
Полезны упражнения на
дополнение недостающего окончания в словах. Ребенку предлагается для чтения
текст, где в отдельных словах пропущены окончания (Мальчик читает интересн... книг...). Он должен их воссоздать,
опираясь на контекст. Целесообразно также использовать чтение деформированных
предложений, где отдельные слова даны вперемешку и в исходной форме. Чаще
следует давать для чтения предложения, где пропущены отдельные члены; ребенку
надо установить смысл и грамматическую форму слова на основе предшествующего и
последующего слов. При этом надо помнить, что чем дальше стоит неизвестное
слово от начала предложения, тем легче его спрогнозировать. Данные упражнения
способствуют формированию у учащихся навыка использования синтагматической
связи слов, характерной для устной речи, усвоению лексической сочетаемости
слов, восполнению ограниченности словарного запаса, без чего невозможно
прогнозирование читаемого текста.
Коррекционная работа
должна включать различные виды логопедического воздействия по развитию и
коррекции речевых и неречевых функций, что будет способствовать нормализации
устной речи и созданию базы для успешного усвоения чтения и письма. При этом
необходимо руководствоваться принципом взаимосвязи логопедической работы с
коррекцией других нарушенных психических функций. На каждом логопедическом
занятии должны использоваться специальные упражнения по их коррекции.
Самый маленький успех ученика должен быть отмечен,
полезно результаты, достигнутые учеником за определенный период, сравнивать с
прежними, вести личный листок учета достижений.