Памятка 1.
Методика проведения самоподготовки
1. Самоподготовка проводится в
одно и тоже время.
2. Во время самоподготовки не
разрешается уходить на занятия кружков, дополнительные занятия по англ. языку.
В исключительных случаях по согласованию с родителями и администрацией этот
пункт может быть нарушен. В таком случае ученик может покинуть класс и уйти на
дополнительные занятия или до самоподготовки или во время перерыва.
3. Совместно с детьми должны быть
выработаны правила поведения во время самоподготовки. Для этого обсудить
следующие вопросы:
• что делать, если ты выполнил
дом. работу раньше, чем другие дети;
• как нужно готовиться к
самоподготовке;
• что делать, если тебя забирают
во время самоподготовки;
• хождение по классу; громкость
разговора; и т.д.
4. Позиция учителя-ассистента:
• побуждает детей к объяснению
того, как выполнять заданную работу;
• демонстрирует своим поведением
«незнание»;
• отвечает за качество выполнения
домашнего задания (ДЗ).
5. Действия учителя-ассистента,
обеспечивающие качество выполнения ДЗ:
• хвалит тех детей, которые
демонстрируют школьное поведение, а не дошкольное: «Ведут себя как настоящие
школьники….»;
• пользуется знаками учебного
сотрудничества, которыми пользуется класс на уроках;
• составляет совместно с детьми
алгоритм выполнения задания;
• при необходимости совместно с
детьми определяет форму сотрудничества при выполнении д.з. (самостоятельно,
пара, группа);
• следит за порядком во время
самоподготовки;
• делает отметку в дневнике
(тетради) о поведении и выполнении домашнего задания;
• обсуждает с классным
руководителем или учителем предметником трудности, возникшие во время
выполнения задания.
6. План проведения
самоподготовки:
7. Подготовка и проверка готовности
детей к работе (на парте дневник, ручка).
8. Повторение правил поведения во время
самоподготовки.
9. Выяснение того, что задано по ДНЕВНИКУ.
10. Подготовка к выполнению 1 задания.
Например, задание по математике –
на парте только то, что понадобится для выполнения задания по математике.
11. Составление алгоритма
выполнения задания при участии учителя-ассистента.
12. Самостоятельное (или синхронное (1-2 класс)
выполнение д.з. под руководством учителя-ассистента;
13. Выбор критериев оценивания из предложенных и
самооценивание работы;
14. Подведение итогов: подпись учителя-ассистента
в тетради или дневнике.
15. Перерыв.
Выполнение следующего задания по
такому же плану.
Примерные правила поведения во время
самоподготовки, зафиксированные, как визуальные опоры - пиктограммы:
1. Время. (начало-конец работы).
2. Дневник.
3. Свое место.
4. Правило поднятой руки.
5. Шепотом.
6. Самооценка (шкала под
критерий)
7. Оценка учителя.
Памятка 2.
Основные этапы коррекционно-развивающей работы:
1.Планирование целей, задач, тактики проведения коррекционной работы по
освоению психологического обследования ребенка и психологического заключения об
особенностях его развития.
2.Разработка программы и содержание коррекционных занятий, выбор формы
коррекционной работы (индивидуальная групповая). Отбор методик и техник
коррекционной работы, планирование форм участия родителей в коррекционной
программе.
3.Организация условий осуществления
коррекционной программы. Консультирование родителей. Подбор детей в группы.
Информирование педагогов и администрации детского учреждения о плане проведения
коррекционных мероприятий. Обсуждение коррекционной программы с педагогами,
администрацией.
4.Реализация коррекционной программы. Проведение коррекционных занятий в
детьми в соответствии с коррекционной программой. Контроль динамики хода
коррекционной работы. Предоставление родителям обратной связи о ходе
коррекционной работы. Проведение занятий с родительскими группами в
соответствии с планом коррекции. Информирование по запросу педагогов и
администрации детского учреждения о промежуточных результатах коррекции.
Внесение необходимых корректив в программу работ.
5.Оценка эффективности коррекции. Оценка результатов коррекционной
программы с точки зрения достижения планируемых целей. Составление психолого-педагогических
рекомендаций по воспитанию и обучению детей, направленных на закрепление и
упрочение положительных результатов коррекционной работы. Разработка, в случае
необходимости, программы индивидуального курирования случая. Обсуждение итогов
коррекционной работы с родителями, педагогами и администрацией.
Условия
оптимизации психического развития детей с ЗПР подробно были описаны выше.
Кратко обозначим основные выводы:
–
выделение ведущей роли социальной среды не только как
условия, но и как источника развития аномального ребенка, признание ведущей
роли обучения в развитии аномального ребенка, обучение и развитие средствами
игры как ведущей деятельности дошкольника;
–
определение необходимости ранней психолого-педагогической
коррекции в условиях интегрированного образования с учетом индивидуальности и
активности личности самого ребенка, влияющей на прогноз преодоления отставания
в психическом развитии;
–
развитие субъект-субъектных отношений в структуре
детско-взрослого сообщества как средства профилактики вторичных, социально обусловленных
отклонений развития аномального ребенка.
Основными
задачами коррекционно-развивающей работы
являются:
–
преодоление задержек психического и эмоционально-волевого
развития детей с ЗПР;
–
оптимизация детско-родительских отношений как необходимое
условие развития личности ребенка с задержкой развития;
–
формирование субъект-субъектных
отношений в структуре детско-взрослого сообщества посредством повышения уровня
психологической компетентности педагогов и родителей, обучения навыкам
эффективного общения с ребёнком; развитие способности родителей, педагогов к
децентрации и эмпатии.
|