Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 19.09.2024, 19:58

Домашний логопед

Меню
Категории раздела
Родителям [16]
Коллегам [11]
Студентам [3]
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 95
Кто здесь?

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа

Статьи

Главная » Статьи » Коллегам

Особенности формирования связного высказывания на уроках развития речи в начальных классах.
Алекбаева Г. А.,
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
С(К)ОШ № 89, г. Набережные Челны

Самостоятельная связная речь учащихся начальных классов речевой школы длительное время остается несовершенной и только в процессе специального обучения корректируется умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и простыми синтаксическими конструкциями типа «простое предложение с дополнением, выраженным существительным в винительном падеже без предлога», но испытывают значительные трудности в программировании своего высказывания, в умении отобрать и структурировать материал.

Предлагаемый конспект урока является очередной ступенькой в системе работы по формированию связной речи. На начальных этапах работа с текстом проводилась только по вопросам, что послужило основой для работы с деформированными предложениями.

Для достижения высокой результативности урока важно использовать элементы психогимнастики с целью повышения эффективности взаимодействия полушарий коры головного мозга. Речевая разминка подготовит речевой аппарат к произнесению сложных по слоговой структуре слов (погналась, вдруг и т.п.) и поможет уточнить смысл незнакомых слов с целью введения их в активный словарь.

 

Конспект урока развития речи. 2 класс.

 

Тема. Составление текста по серии сюжетных картинок «Лиса и заяц».

Цель. Создать условия для формирования умения составлять повествовательный текст по серии сюжетных картинок.

            Способствовать обогащению словарного запаса, введению в активный словарь слов сложной слоговой структуры.

            Воспитывать умение контролировать собственную речь.

Оборудование. Серия сюжетных картинок «Лиса и заяц», индивидуальные наборы слов для составления предложений по картинкам, демонстрационные таблицы с предложениями, таблицы для словарной работы, опорные карточки для подведения итога урока.

Ход.

1. Организационный момент.

1) Психогимнастика «Точки мозга», «Домик».

2) Речевая разминка.

Возьмите карточки. Слушайте, выберите слова, значения которых вам не понятны.

(вдруг, однажды ,снежный, погналась ,покатился, получился, пустился ,наутек).

Назовите слова, близкие по значению словам  «погналась», «однажды», «вдруг».

Прочитайте про себя все слова  по слогам.

Чтение слов вслух по цепочке, хором целыми словами.

Постановка цели.

Скажите, что можно составлять? (мозаику, кубики, картинки, задачу, примеры и т.п.)

Что можно составлять на уроке развития речи? (предложения, текст, загадки).

Сегодня мы будем составлять текст по серии картинок.

О ком этот текст, вы узнаете, отгадав загадки.

 

Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней.    

Пышный хвост – ее краса ,а зовут ее…(лиса).

 

Это что за зверь лесной встал ,как столбик под сосной?

И стоит среди травы, уши больше головы?(заяц)

Скажите полным предложением, о ком текст? (Текст о лисе и зайце)

Что будем составлять на уроке?(текст)

 

Актуализация знаний.

Что такое текст?

Назовите признаки предложения.

Из чего состоят предложения?

 

Работа с индивидуальными наборами слов.

Возьмите первый набор слева, разложите слова. Составьте предложение из данных слов. Прочитайте его.(Дети читают предложения, исправляют ошибки, выбирают правильный вариант). Аналогично проводится работа  с другими наборами слов.

Физкультминутка. «Зайцы и лисы»

Работа с сюжетными картинками и предложениями.

Рассмотрите картинки и расположите их в правильной последовательности.

Из составленных предложений выберите те, которые соответствуют первой картинке.

(Аналогично проводится работа с остальными картинками).

Можно ли сказать, что это текст? Почему?

Однажды лиса погналась за зайцем.

Заяц пустился наутек.

Вот – вот догонит лиса зайца.

Вдруг заяц покатился с горы.

Получился большой снежный ком..

Смотрит лиса: «Где же заяц?»

Прочитайте текст про себя, «жужжащим чтением», вслух по цепочке.

Подберите заглавие к тексту. (Дети предлагают варианты заглавия, выбирается наиболее удачный)

Два-три  ученика пересказывают текст. Задание дается с усложнением: по всей серии картинок, с пропущенными картинками и без картинок.

Итог урока.

Подведите итог урока с помощью ориентировочной карточки.

Сегодня на уроке мы:

- составляли предложения из слов

- составляли текст по серии картинок

- составляли текст из предложений

- учились правильно читать трудные слова

Домашнее задание.

Сделайте иллюстрацию к тексту.

 

Систематическая работа с различными видами текстов помогает преодолеть недоразвитие речи учащихся.

 Литература.

1. Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», М. 1991.

2. С.А. Исаева «Физкультурные минутки в начальной школе», М.2004.

3 Г.С. Щеголева «Уроки развития связной речи в начальной школе», М.1998.
Категория: Коллегам | Добавил: Маруся (28.08.2010)
Просмотров: 2250 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz