Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 19.09.2024, 19:52

Домашний логопед

Меню
Категории раздела
Родителям [16]
Коллегам [11]
Студентам [3]
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 95
Кто здесь?

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Статьи

Главная » Статьи » Коллегам

Формирование правильной звукослоговой наполняемости слов у школьников с тяжелыми нарушениями речи.


Онучкина М.В., учитель-логопед высшей квалификационной категории;

Корноухова Н.В., воспитатель первой квалификационной категории

С(К)НШ-ДС №89.

Особенность современной начальной школы – интеграция знаний о развитии окружающего мира и общества у младшего школьника. У детей рано складывается своя «картина мира». Старший дошкольник уже имеет достаточно определенное представление о мире: из книг и рассказов окружающих, из средств массовой информации, различного рода зрелищ и общения друг с другом. При всем своем несовершенстве эта картина имеет важное преимущество – целостность.

С приходом в школу эта целостность разрушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретаемые детьми, мало связаны между собой.

В.А. Сухомлинский считал, что детство – это каждодневное открытие мира, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».

Современные социокультурные проблемы выдвигают требование научить мыслить детей на планетарном и космическом уровне, учитывая их индивидуальные особенности.

«Индивидуальность – это самобытность человека, которая реализуется в проектировании и выборе жизненного пути. Развитие индивидуальных черт личности имеет ярко выраженную возрастную специфику. Созидая самих себя, дети в процессе общения создают ценности, культуру будущего взрослого общества. Давая возможность детям свободно развиваться, мы можем говорить о современном процессе воспитания» ( Большунова Н.Я.).

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребенка. Решение этой задачи облегчается обучением на интегративной основе.

На сегодняшний день ни в одном педагогическом словаре, педагогической энциклопедии нет сформулированного понятия «интеграция», хотя в педагогической и методической литературе широко используется очень большое количество терминов, связанных с корнем слова «интеграция»: интегрированные и интегративные курсы, интегрированное обучение, интегрированный урок.

По определению В.К. Сидоренко интеграция – «целенаправленное объединение, синтез определенных учебных дисциплин в самостоятельную систему целевого назначения, направленную на обеспечение целостности знаний и умений».

Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать картину мира в единстве, обеспечит формирование умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

В начальной школе содержание может иметь различную структуру изложения, где отдельные знания или их элементы «сцепляются» между собой различным образом.

Среди разнообразных нарушений речи у детей младшего школьного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков, а на письме – букв).

В настоящее время имеется небольшое количество пособий по формированию  правильной звукослоговой наполняемости слов у детей. И все они предназначены для дошкольников. Младшие школьники, имеющие тяжелые нарушения речи, нуждаются в особом подходе при коррекции данного нарушения.

Интегрированный курс по формированию  правильной звукослоговой наполняемости слов включает в себя параллельные занятия логопеда и воспитателя, объединенные общими задачами и коррекционно-воспитательными целями.

Каждое занятие состоит из двух частей: непосредственная коррекция нарушений слоговой структуры слова и обучение детей игре на одном из видов ударных музыкальных инструментов – ложках. Класс делится на подгруппы с учетом сложности дефекта. С одной группой работает учитель-логопед, а с другой – воспитатель. Очередность не имеет решающего значения, т.к. обе части логически закончены, а содержание взаимосвязано.

Для логопедических занятий подобраны и систематизированы упражнения, позволяющие поэтапно отработать каждый класс сложности слоговой структуры, добиться высокой степени коррекции одного из самых сложных нарушений. В каждом занятии предусмотрены задания по восполнению пробелов лексического состава и звукобуквенного анализа и синтеза, предложены дифференцированные задания для учащихся, владеющих и не владеющих навыками чтения. Физкультминутки, кроме физической разгрузки, решают задачи координации речи и движений.

Музыкально-ритмическая часть органически входит в работу по формированию  правильной звукослоговой наполняемости слов и играет существенную роль в коррекции речи детей с общим ее недоразвитием. Обучение игре на ложках невозможно без развития чувства ритма, умения различать темп музыки, силу и высоту звука. Поэтому данная часть курса подразумевает упражнения для выработки диафрагмального и правильного речевого дыхания. Основную часть занимают темпо-ритмические упражнения. В каждое занятие включено ознакомление с разными видами инструментов. Особое внимание уделено ударным инструментам, на которых дети постепенно учатся играть, аккомпанируя сначала простым мелодиям, исполняемым одним инструментом, а затем и оркестровым композициям.

Особенностью данного курса является повторяемость видов заданий на разном речевом и музыкальном материале с включением элементов новизны по содержанию и форме.

Апробированная система коррекционных занятий позволяет решать проблемы употребления в спонтанной речи труднопроизносимых слов.

Годичный цикл предполагает не менее 30 занятий, содержание которых изменяется в соответствии с уровнем речевого развития и сложностью нарушения слоговой структуры слова у детей.

Цели, которые определяют основные направления в занятиях, заключаются в следующем.

1. Соединить работу речедвигательного, речеслухового анализаторов с развитием общей, мелкой и речевой моторики.

2. Способствовать формированию интонационной и ритмической выразительности речи.

3. Формировать правильное речевое дыхание, фонематическое восприятие учащихся и использовать их в ходе коррекции речевых нарушений.

Все упражнения, содержащие движения и речь направлены на:

- нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;

- формирование умений изменять силу и высоту голоса;

- правильное произношение слов отрабатываемой слоговой структуры;

- воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

- восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов.

В конце цикла даны занятия для повторения и обобщения, включающие контрольные тесты.

Структура занятий едина и включает следующие этапы.

o     Организационный момент (дыхательная или психогимнастика, упражнения для развития мелкой моторики с музыкальным сопровождением, упражнения для развития слуховой памяти и словесно-логического мышления).

o     Повторение ранее изученного материала, знакомство с музыкальными инструментами

o     Постановка цели (анализ языкового материала или решение проблемной ситуации, сюрпризный момент, повышающие познавательную активность учащихся).

o     Тренировочные (речевые или музыкально-ритмические) упражнения, игра на детских музыкальных инструментах (подобраны с учетом принципа повторяемости и постепенного усложнения речевого, ритмического и музыкального материала, содержат смыслоразличительные задания. Смена видов деятельности предупреждает утомляемость и стимулирует познавательную  активность учащихся).

o     Физкультминутка состоит из музыкально-ритмических упражнений или упражнений на координацию речи и движений, подчинена теме занятия.

o     Подведение итога занятия (решает коррекционные задачи, обучая детей учебному высказыванию через систему вопросов, а в дальнейшем с использованием ориентировочных карточек).

Организация обучения продумана таким образом, что:

o   Обеспечивает познавательный интерес и устойчивость внимания на протяжении всего занятия;

o   Создает условия для ориентировочно-исследовательской деятельности учащихся;

o   Развивает умение принять учебную задачу и решить ее самостоятельно;

o   Формирует навык самоконтроля и самооценки.

 

Содержание работы

по формированию  правильной звукослоговой наполняемости слов (учитель-логопед)

по обучению игре на ложках

(воспитатель)

1. Дыхательная или психогимнастика, упражнения для развития мелкой моторики с музыкальным сопровождением, упражнения для развития слуховой памяти и словесно-логического мышления.

2. Тренировочные упражнения.

- повторение цепочек слогов, слов;

- упражнения для выделения заданного звука и определение его положения в слове, слоговой анализ и синтез слов;

- определение количества слогов в слове;

- называние картинок, разгадывание ребусов на основе слогового анализа;

- составление схем слов с опорой на картинки, составление ребусов на основе слогового анализа;

- выбор картинок по заданной схеме, по прослушанному ритму;

- группировка картинок, выбор «лишней» картинки на основе слогового анализа, с использованием ритмического рисунка слова;

- составление цепочек слов;

- музыкально-ритмические упражнения или упражнения на координацию речи и движений.

1. Дыхательная или психогимнастика, упражнения для развития мелкой моторики с музыкальным сопровождением: эмоционально-волевой тренинг «Здравствуйте», «Прикосновение», «Лесные звери» (мимический этюд); упражнения «Долго – коротко», «Повтори-ка» (проговаривание в разном темпе, на одном выдохе).

2. Музыкально-ритмические упражнения.

а) без речевого или музыкального сопровождения: «Звуковые картинки», «Олени и оленята», «Хоп», «Ритм»;

б) с речевым сопровождением: «Хлопаем и говорим», «Хлоп, ладошка», «Расскажи стихи»;

в) с использованием музыкальных инструментов: «Скоро поезд отойдет», «Трамвай», «Колокольчик» (исполнение ритмов стихов);

г) с музыкальным сопровождением: «Послушай, повтори», «Слушай внимательно», «Звуковые картинки»;

д) комбинированные: вокальное музицирование, русские народные попевки, сопровождается игрой на музыкальном инструменте.

3. Игра на детских музыкальных инструментах: «Инструментальное музицирование», «Космическая музыка», «Оркестр», «Импровизация»

 

В нашей школе с 2004 года существует и успешно выступает на различных конкурсах ансамбль ложкарей «Добры молодцы». Ребята прошли обучение по данной программе и стали Дипломантами различных городских и региональных конкурсов для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Категория: Коллегам | Добавил: Маруся (25.08.2010)
Просмотров: 1237 | Теги: коррекционное образование и воспита, коррекция слоговой структуры слова, логопедия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz