Речь – такой вид деятельности,
для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также
двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется
воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений.
Н.М.Сеченов писал, что «всякое
ощущение по природе смешанное. К нему обязательно примешиваются мышечные
ощущения, которые являются более сильными по сравнению с другими».
Взаимосвязь между развитием речи
и формированием не только артикуляционной, но и общей, И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
ПОДЧЕРКИВАЕТСЯ МНОГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ. Развитие двигательного аппарата является
фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в
формировании нервно-психических процессов у детей.
На основе многочисленных
наблюдений и исследований выявлена закономерность: если развитие движений
пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы.
Если же развитие моторики пальцев рук отстает, то задерживается и речевое
развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Подобная
взаимозависимость наблюдается в большей степени в дошкольном возрасте и
ослабевает по мере сформированности коры головного мозга.
Поэтому для полноценного и
динамичного речевого развития ребенка рекомендуется стимулировать его путем
тренировки движений пальцев рук. Особенно велика роль таких тренировок для
детей с нарушениями речи. У большинства из них наблюдаются выраженные отклонения
в формировании тонких движений пальцев рук – движения не точные не
координированные.
Одним из наиболее популярных
видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук являются речевые игры с
пальчиками. Пальчиковая гимнастика создает благоприятный фон, способствует
развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи,
повышает речевую активность детей.
Вот некоторые примеры речевых игр
с пальчиками, которые можно разучить с детьми дома.
«Пальчики здороваются»
Идут четыре братца
Навстречу старшему (Пальцы
ритмично соединяются),
Здравствуй, большой! (с большим
щепотью)
Здорово, Васька - указка!
(большой соединяется с указательным)
Здорово, Мишка - середка!
(большой соединяется со средним)
Здорово, Гришка - сиротка!
(большой соединяется с безымянным)
Да ты, Крошка - Тимошка! (большой
соединяется с мизинцем)
Хочу отметить, что данная
пальчиковая гимнастика положительно влияет на переключаемость и концентрацию
внимания детей. Поэтому ее можно выполнять в ходе любых других занятий, когда
ребенок устал, как средство усиления внимания.
«Дружные братья»
Ну-ка, братцы за работу,
Покажи свою охоту (руки сжаты в
кулак).
Большаку дрова рубить (разгибает
большие пальцы),
Печи все тебе топить (разгибает
указательные пальцы),
А тебе воду носить (разгибает
средние пальцы),
А тебе обед варить (разгибает
безымянные пальцы),
А тебе хлеба месить (разгибает
мизинцы).
«Этот пальчик»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - наш малыш!
(поочередно загибать пальцы в
кулачок)
«Человечки»
Указательные и средние пальцы
«бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети наперегонки».
«Помощники»
Мы капусту рубим, рубим (постукивать
ребром ладони об стол),
Мы морковку трем, трем
(поочередно ладонью и кулаком «тереть» по столу),
Мы капусту солим, солим
(движения, имитирующие подсаливание),
Мы капусту жмем, жмем (с силой
сжимаем кулачки, а потом разжимаем).
Кроме пальчиковой гимнастики,
существует множество видов по развитию мелкой моторики пальцев рук, которыми
очень легко и просто необходимо заниматься дома:
·
складывание
различных плоских фигур из спичек или счетных палочек (от простых
геометрических фигур до более сложных: ракета, дом, собака и т.д.);
·
нанизывание
бус (можно использовать как готовые наборы для рукоделия, так и природный
материал);
·
шитье
шнурком (можно использовать как готовые пособия, которые продаются в магазине,
так и самодельные: в картоне дыроколом Вы можете проделать дырки хаотично или
придумать узор, а ребенок может пропускать шнурок через эти дырки, «шить»);
·
можно рвать
бумагу на мелкие кусочки, а затем делать из нее аппликации;
·
собирать
различные мозаики.
Все выше перечисленные виды
занятий очень просты, но доставят и Вам, и вашему ребенку большое удовольствие
от совместной работы и общения.
|