Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 19.09.2024, 20:22

Домашний логопед

Меню
Категории раздела
Родителям [16]
Коллегам [11]
Студентам [3]
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 95
Кто здесь?

Онлайн всего: 42
Гостей: 42
Пользователей: 0
Форма входа

Статьи

Главная » Статьи » Родителям

Растим будущего читателя (часть 6).

Л.Б. Дерягина

Рекомендации для различных возрастных групп дошкольников.

Ребенок начинает понимать человеческую речь очень рано, задолго до того, как заговорит сам. Легче всего малыш воспринимает бытовую речь, когда он сам непосредственно включен в ситуацию и видит то, о чем говорят взрослые. Воспринимать устный рассказ, когда не видишь предмета разговора и надо задействовать воображение, намного сложнее. Способность к восприятию повествования развивается у ребенка постепенно и тем успешнее, чем больше рассказывают и читают ему. Большую помощь в этом взрослым способны оказать качественные иллюстрации и вспомогательные игровые занятия, описанные выше.

Четко определить возрастные границы различных уровней восприятия литературных произведений у дошкольников довольно трудно. Одни дети более развиты в этом смысле, другие менее. Кто-то в 3 года еще не способен воспринимать что-либо сложнее «Теремка», а кому-то уже по силам сказки Г.-Х.Андерсена. Однако для каждой возрастной группы дошкольников необходимо определить примерный круг чтения. Существуют рекомендательные списки литературы для разных возрастов.

От 1 года до 2 (2,5) лет.

Для детей этого возраста оптимально подойдут потешки, пальчиковые игры («Сорока-ворона кашу варила»), стихотворения из одного – трех четверостиший, коротенькие сказки и истории, рассказанные простыми предложениями. В них могут содержаться звукоподражания, повторы. Для понимания этих произведений достаточно небольшого словарного запаса (сказка В.Г.Сутеева «Цыпленок и утенок»). Обычно малыши любят слушать одну и ту же сказку или стишок по многу раз и непроизвольно выучивают их наизусть. Пусть рассказывают сами, поощряйте это полезное занятие.

Для детей этой возрастной группы необходимы сказки со счастливым концом. У ребенка должно возникнуть ощущение стабильности, надежности мира. Поэтому выбирайте варианты сказок со счастливым финалом.                  

Список рекомендуемой литературы.

А.Барто «Игрушки» и другие стихи.

В.Бианки «Лис и мышонок»

В.Данько «С утра до вечера» (стихи для малышей)

Л.Дерягина «Баюшки-баю», «Игры, чистоговорки, песенки, потешки»

О.Жукова «Детские песенки и потешки»

Народные сказки «Репка», «Курочка Ряба», «теремок» и другие

В.Сутеев «Цыпленок и утенок» и другие сказки для малышей

К.Д.Ушинский «Любимые сказки малышей»

К.Чуковский «Цыпленок»

От 2,5 до 4 лет.

В этом возрасте следует продолжать знакомство с произведениями В.Сутеева, С.Маршака, К.Чуковского, А.Барто, с народными сказками, постепенно расширяя круг чтения, включая в него все новые произведения отечественной и зарубежной литературы для детей. Сказки и истории должны становиться длиннее, содержать больше персонажей и событий. Но по-прежнему важно, чтобы все истории заканчивались хорошо и не содержали слишком страшных событий. Чтение сказок, подобных «Красной Шапочке, где кто-то кого-то съедает или где действуют страшные ведьиы и чудовища, лучше отложить до старшего дошкольного или младшего школьного возраста.

Если ребенок любит книхки, и вы ему много читаете, можно переходить к более крупным произведениям и в 4 года. Для этого оптимально подойдут рассказы В.Осеевой, повести А.Линдгрен о Малыше и Карлсоне, об Эмиле из Леннеберги, о Пеппи Длинныйчулок; повести Т.Янссон о мумии-троллях; забавные сказки Т.Александровой о домовенке Кузе, А.А.Милна о Винни-Пухе и многие другие.

Список рекомендуемой литературы.

А.Баллинт «Гном Гномыч и Изюмка»

В.Бианки «Первая охота», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше?» и др.

Д.Биссет «Забытый день рождения», «Все кувырком»

Э.М.Блайтон «Знаменитый утенок Тим»

Б.Заходер «Хрюк на елке», «О чем индюк думал», «Кот и кит»

Д.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»

С.Маршак «Усатый-полосатый»

В.Осеева «Волшебное слово»

К.Чуковский «телефон», «Федорино горе», «Мойдодыр» и другие.

От 5 до 7 лет.

Книг для детей старшего дошкольного возраста великое множество. Это рассказы и повести о животных, волшебные сказки и повести, веселые и забавные приключения, поучительные истории, басни и притчи, а также многочисленные стихотворения и сказки в стихах. Но в большинстве своем это произведения для детей, которые уже приучены слушать и читать книжки. «Телевизионно-компьютерные» дети обычно не могут воспринимать длинные истории, они не в состоянии сосредоточиться на тексте. Не видя перед собой «движущихся картинок», они испытывают трудности в том, чтобы представить себе происходящее в книге, им не хватает воображения. Таким ребятам будет сложно справляться со школьной программой.

Даже для старших дошкольников, привычных к чтению, лучше брать яркие, красочные издания с качественными иллюстрациями.

 Список рекомендуемой литературы.

Г.-Х.Андерсен Сказки.

П.Бажов «Серебряное копытце»

А.Волков «Волшебник Изумрудного города»

В.Гришин «Лягушка-путешественница»

А.Ершов «Конек-горбунок»

Б.Житков «Как я ловил человечков»

В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Р.Киплинг «Слоненок», «Рикки-Тикки-Тави»

Ш.Перро «Золушка»

Г.Остер «Котенок по имени Гав»

Д.Родари «Приключения Чиполлино»

Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису», «Дядя Федор, пес и кот»

И многое другое.

Категория: Родителям | Добавил: Маруся (16.09.2010)
Просмотров: 889 | Теги: коррекция речи, дошкольное образование, логпедия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz