Л.Б. Дерягина
Читаем и играем.
Процесс чтения книжки можно
представить в виде игры. Разложите перед ребенком несколько детских книжек и
предложите ему выбрать одну. Если ребенок все время отдает предпочтение одной и
той же книжке, это хорошо – значит, у него уже появились литературные
предпочтения. Однако ненавязчиво ему надо предлагать и другие сказки.
«Шагайте» двумя пальчиками, как
ножницами, и подойдите таким образом к выбранной книжке. Если у вас есть
колокольчик, то перед тем как открыть сказку, позвоните в него. Открывайте
дверь-обложку и «заходите» пальчиками в сказку. Когда страничка прочитана,
«переходите» на следующую, «топайте» к картинке, остановитесь на некоторое
время, чтобы рассмотреть ее. Изучив картинку, отправляйтесь дальше.
Формат книжек может быть разным:
от больших красочных до книжек-малышек. Сейчас появилось большое количество
разнообразных книжек-игрушек, которые призваны привлечь внимание ребенка.
Продаются книжки со звуковыми эффектами. Но можно использовать и игрушечные
музыкальные инструменты, пищалки, погремушки. Например, если в сказке говорится
о том, что загремел гром, постучите в барабан, запела птичка – подуйте в
свистульку, заквакала лягушка – надавите на пищалку («квакалку»). Главное – не
переусердствовать с музыкальными эффектами, чтобы малыш не отвлекался от
текста.
Читая знакомую сказку, можно
поиграть в игру «Подскажи словечко». Например:
Взрослый: У меня зазвонил…
Ребенок: Телефон.
Взрослый: Кто говорит
Ребенок: Слон. (и т.д.)
Прочитав ребенку сказку,
проведите небольшую беседу по ней.
Оригинальность, самобытность
ответов на вопросы приветствуется.
Рисуем сказку.
Рисование – насущная потребность
ребенка дошкольного возраста. Еще не научившись говорить, малыш увлеченно водит
карандашом по бумаге.
Используйте эту потребность
маленького ребенка к самовыражению посредством изобразительной деятельности для
воспитания потребности общения с книгой. Попросите малыша нарисовать героев
прочитанной книжки карандашом или красками. Пусть это будут «каляки-маляки» –
не страшно. Попросите изобразить не только персонажей, но и различные эпизоды
сказки: что больше понравилось, самый смешной момент, самый грустный момент.
Можно поиграть в игру «Какого
цвета герои сказки». Возьмем для примера «Сказку о глупом мышонке» С.Я.Маршака.
Какого цвета мышонок? Нарисуйте на листке пятнышко серого цвета. Какая
мышка-мама? Она может быть пятнышком красного цвета, ведь она беспокоится,
волнуется, оставляя сыночка одного дома. Уточка – желтое пятно. Лягушка –
светло-зеленое. Лошадка – коричневое. Свинка – розовое. Курочка – пестрое. Щука
– темно-зеленое, как речная тина, или синее, как вода. Хитрая коварная кошка –
рыжее. Ребенок может предложить свои оригинальные цвета, исходя не столько из
природной окраски персонажей, сколько из их характеров, поведения. В итоге
получится яркая иллюстрация к сказке в жанре абстрактной живописи.
Малышам интересно смотреть, как
рисуют взрослые. Порисуйте вместе с ребенком. Изобразите с ним одного и того же
героя сказки. Желательно не подглядывать на рисунки друг друга в процессе
работы. А потом сравните, что у вас получилось. Расскажите ребенку, почему вы
видите героя именно таким, и пусть он объяснит вам свое художественное решение.
Нарисуйте какой-нибудь предмет,
принадлежащий герою сказки (например, золотой ключик, хрустальную туфельку, волшебную
дудочку, красную шапочку). Спросите ребенка, из какой известной ему сказки этот
предмет и кому он принадлежит. Потом пусть ребенок нарисует для вас другой
предмет – теперь ваша очередь угадать, что это такое, и из какого литературного
произведения. Вариантом этой игры может стать «Чудесный мешочек с реальными
предметами или предметными картинками.
|