Л.Б. Дерягина
Первые шаги юного
читателя.
Чтобы привить ребенку интерес к
чтению, необходимо, чтобы он видел, что в семье любят и уважают книги, бережно
к ним относятся. Уделяйте малышу как можно больше внимания, дарите живое
человеческое тепло и общение с хорошими мудрыми книжками. Все полезные навыки в
дошкольном возрасте лучше всего усваиваются через игру. Для того чтобы
вырастить внимательного и вдумчивого читателя, от родителей потребуется много
терпения, труда и фантазии.
Начинать воспитывать будущего
читателя нужно как можно раньше. Заботливые родители делают это с первых дней
жизни малыша, приобщая его к устному народному творчеству, колыбельным песням,
потешкам, пальчиковым играм.
Потешки развивают чувство ритма и
дают первое представление о рифмованной речи. Малыш вместе со взрослым хлопает
в ладошки или подпрыгивает на руках у родителей в такт словам, произносимым им.
Та-та-та, та-та-та – наша песенка
проста!
Та-та-та, та-та-та – вот какая
красота!
Рассказывайте малышу сказки,
особенно перед сном, читайте наизусть детские стихи. Если малыш внимательно, с
интересом слушает потешки, стихи и сказки, которые вы рассказываете ему
наизусть, можно смело брать в руки книжку с картинками. Предлагайте ребенку
показать, что происходит в стихотворении.
Вот, например, знаменитый цикл
Агнии Барто «Игрушки».
Я люблю свою
лошадку,
Причешу ей шерстку
гладко,
Гребешком приглажу
хвостик
И верхом поеду в
гости.
Взрослый читает стишок. Ребенок
одновременно показывает, как гладит лошадку, как причесывает ей хвостик, как
скачет на лошадке и т.п.
Для того, чтобы сделать игру со
стишками более интересной, можно использовать маски зайчика, бычка и других
персонажей. Некоторые малыши не любят надевать маску на лицо. Тогда можно
изготовить из картона маски с длинными завязками, которые будут привязываться
на грудь или живот малыша. Читая про мишку, наденьте маску мишки и т.д.
Для маленьких инсценировок
подойдут любые короткие стишки, где есть какое-либо действие. Многие
стихотворения можно использовать для подвижных игр, сопровождая ими бытовые
действия: умывание, еду, одевание, прогулку.
От небольших стихов переходите к сказкам в
стихах. Сказка для ребенка прежде всего – средство познания мира. Воспитывать
маленького читателя лучше всего на классических произведениях, которые являются
образцами грамотного русского языка: сказки К.Чуковского «Мойдодыр», «Телефон»,
Тараканище», «Федорино горе», «Чудо-дерево»; произведения С.Маршака,
Б.Заходера, С.Михалкова и, конечно, сказки А.С.Пушкина. Знакомство с веселыми,
интересными, мудрыми произведениями оказывает большое влияние на развитие
интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, прививает любовь к книге. Чем
больше дети общаются с хорошим литературным материалом, тем меньше будет в
последствии проблем с освоением школьной программы.
Детям любого возраста необходимо
читать ежедневно.
|