Л.Б. Дерягина
О вреде
телевизионного и компьютерного воспитания.
Чтение было и остается важнейшим
средством образования, воспитания и приобщения ребенка к духовным богатствам
человечества. Но в наше время, когда телевизионная и компьютерная техника
продолжает бурно развиваться, проблема приучения к чтению, создания насущной
потребности в этом роде деятельности стоит исключительно остро.
В прежние времена занимательное
чтение наряду с играми являлось основной формой проведения досуга для детей
всех возрастов. Теперь книги уступают место телевизору, компьютерным играм,
Интернету. Современные малыши, еще не умея говорить, уже знают, как обращаться
с телевизионным пультом и компьютерной мышью.
Старайтесь максимально оградить
дошкольника от контакта с телевизором, компьютером, DVD-плеером. Если вы вынуждены
проживать с ребенком в одной комнате (в однокомнатной квартире), не
злоупотребляйте просмотром телепередач, пока ваш малыш находится дома и
бодрствует.
Зависимость от «движущихся
картинок» сильна и вырабатывается очень быстро. Многие взрослые, придя с
работы, сразу же берутся за телевизионный пульт или, наспех поужинав, спешат
засесть за компьютер, вместо того чтобы почитать хорошую книгу. А ведь ребенок
строит свою модель поведения, глядя на родителей. Такой ли пример для
подражания ему нужен? Будет нелегко приучить ребенка к чтению, если он видит,
что никто из взрослых членов семьи не читает книг.
Необходимо также помнить, что
длительное просиживание у телеэкрана и монитора серьезно вредит не только
зрению, но и здоровью всего организма. Нездоровая полнота и целый букет
заболеваний многих современных детей являются зачастую следствием именно такого
малоподвижного «телевизионно-компьютерного» образа жизни. А если учесть еще
низкий культурный уровень и негативную смысловую нагрузку большинства детских
компьютерных игр и анимационных сериалов, характерной чертой которых являются
насилия и агрессия, то можно утверждать, что страдает не только физическое, но
и психическое здоровье детей.
Мультфильмы и детские кинофильмы
советских времен часто создавались по мотивам народных сказок, классических литературных
произведений для детей. Их снимали выдающиеся мастера. В отличие от современных
видеокомиксов эти замечательные фильмы нужны ребенку и приносят пользу его
духовному развитию. Но и в этом случае родителей подстерегает ловушка. Они
приобретают малышу большое количество дисков с записями фильмов-сказок на
литературной основе и позволяют неограниченно их смотреть, надеясь, что в
последствии ребенок захочет прочесть эти книжки. Но, вероятнее всего, он этого
не захочет, а приобретет нежелательную зависимость от телеэкрана. Сначала
прочитайте ребенку литературное произведение, а потом уже покажите ему фильм и
спектакль по его мотивам, чтобы книга была первична.
Ни в коем случае не нужно читать
литературные произведения с монитора. Берегите глаза! Компьютер не способен
заменить настоящую книгу.
|