Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 20.09.2024, 01:30

Домашний логопед

Меню
Категории раздела
Родителям [16]
Коллегам [11]
Студентам [3]
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 95
Кто здесь?

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
Форма входа

Статьи

Главная » Статьи » Родителям

Организация эффективной совместной работы логопеда и родителей.
Онучкина М.В., учитель-логопед ГБС(К)ОУ НС(К)НШ-ДС V вида №89. Город Набережные Челны

В процессе коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, особая роль принадлежит родителям. В дошкольном возрасте родители для ребенка непререкаемый авторитет и, если они включаются в логопедическую работу, у малыша появляется мотивация по отношению к занятиям. А это положительно влияет на результаты работы по преодолению ОНР.

Часто родители не осознают всей тяжести ОНР, не предполагают, что это системное нарушение всех компонентов речи. В основном они обращают внимание на неправильное произношение звуков. Мало кто замечает аграмматизмы, недоразвитие слоговой структуры, несформированность связной речи. Некоторые родители относят нарушения к возрастным особенностям малышей и считают, что это исправится само собой, особенно если научить ребенка читать. Это ошибочное, а порой и наносящее вред процессу коррекции речи, мнение. Сначала надо исправить нарушения в устной речи, а обучение чтению и письму в условиях логопедической группы носит вспомогательный характер, позволяющий воспитывать самоконтроль за собственной речью ребенка и как профилактика дисграфии в период школьного обучения.

 Ребенок с ОНР нуждается в строго дозированных занятиях, его нельзя перегружать лишней информацией. Все усилия надо направить на устранение речевых нарушений, которые препятствуют полноценному развитию малыша.

Успешному развитию памяти, внимания, совершенствованию связной речи способствуют прогулки, наблюдения за природой, посещение театра, помощь взрослым на даче и дома, чтение книг, общение с папой и мамой, дедушкой и бабушкой. В повседневной жизни родители в непринужденной обстановке имеют возможность закреплять знания и речевые навыки  детей, полученные в детском саду.

Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому довольно часто работникам детского сада (или школы) приходится сталкиваться с такими вопросами, как: «Вы специалист, занимаетесь с ребенком по специальной программе, поэтому ждем от Вас соответствующих результатов. Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи?» Возникают подобные вопросы из-за непонимания того простого факта, что большую часть своей активной жизни ребенок проводит именно с родителями.

Методы проведения занятий в домашних условиях.

Дети в возрасте 5 – 6 лет не в состоянии выдержать «великое сидение» на уроке. После 5, максимум 10 минут занятий их внимание рассеивается и никакими мерами поднять результативность занятий невозможно. Секрет проведения занятий и мотивации к ним внешне очень прост и давно известен: ребенок должен посильно участвовать в действиях взрослых.

Важно, чтобы родители не выполняли домашние задания за детей. Нужно вместе с ребенком подыскать картинки к лексической теме или для автоматизации звука, вырезать их и наклеить в тетрадь или помочь малышу что-либо нарисовать, раскрасить нарисованное взрослыми. Совместно с ребенком составить словосочетания или предложения, небольшой рассказ по теме, заданной логопедом.

Во время любых действий, совершаемых в присутствии ребенка, необходимо проговаривать всю тему, заданную логопедом, творчески приспосабливая содержание действий к содержанию темы. Необходимо специально подбирать существительные и глаголы, задействуя не только слух, а буквально все органы чувств (зрение, осязание, обоняние, вкус).

Особенности речи и поведения родителей при контактах с ребенком.

Основными положениями, которыми следует руководствоваться родителям во время занятий, служат понятия о культуре речи, смысловой нагрузке слов и особенностях восприятия речи ребенком.

Взрослые должны понимать, что умиление детским лепетом могут привести к устойчивости неправильного навыка в произношении. Взаимосвязь с ребенком, или говоря научным языком, наличие обратных связей, зависит от уровня понимания ребенка и возможностей воздействия на него с целью правильной постановки речи.

Родителям необходимо постоянно комментировать свои действия в присутствии ребенка с одновременной демонстрацией активного действия. Такое поведение родителей существенно облегчает, а главное ускоряет процесс обучения за счет набора ребенком пассивного словарного запаса. Особое значение имеет относительно частое повторение одних и тех же предлогов для различных житейских ситуаций с обязательным ударным их выделением. Не меньшее значение имеет четкое, быть может, даже несколько усиленное интонационно произношение окончаний, связанное с произносимым предлогом или производимым действием.

Наиболее интенсивное формирование словообразовательных умений и навыков происходит в 4 – 5 лет, когда ребенок с нормальным речевым развитием практически овладевает основными законами морфологии и словообразования. У детей с ОНР часто оказываются несформированными навыки практического словообразования: относительных прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сравнительной степени прилагательных и т.п.; ярко проявляются неточное знание и употребление многих слов; в активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, затруднен подбор однокоренных слов. Такие дети обладают пониженной способностью воспринимать различия, заключенные в лексико-грамматических элементах речи, что ограничивает их возможности и способности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов родного языка в процессе речевого высказывания.

Пополнение пассивного и активного словаря ребенка действиями и признаками, наречиями, местоимениями и служебными частями речи будет происходить успешнее, если они включаются в активную и совместную деятельность ребенка и взрослого.

Наблюдение за окружающим во время прогулки или в повседневных делах позволяет накапливать глагольный словарь: птица вспорхнула, взлетела, опустилась, перелетела, влетела, вылетела; машина промчалась, пронеслась, проехала, остановилась, застряла; снег хрустит, скрипит, сверкает, искрится, блестит; белье стирают, полощут, отжимают, гладят; собака лает, гусь гогочет, лягушка квакает, змея шипит; заяц скачет, рыба плавает, слон ходит, ящерица бегает, черепаха ползает и т.д.

Общаясь с ребенком, следует использовать глаголы с различными приставками и одинаковым корнем, а так же разные глаголы с одинаковой приставкой, чтобы помочь детям уяснить смысловое значение различных приставок, понять, как изменяется значение слова с изменением приставки. Например: воду наливаем, выливаем, переливаем, сливаем, отливаем… Переливать, пересыпать, перепрыгивать, перескакивать, перетаскивать…

Занимаясь работой по дому, приготовлением пищи, помогите ребенку овладеть качественными, относительными и притяжательными прилагательными: салат из моркови – морковный, из капусты – капустный, сок свекольный, виноградный, яблочный, варенье сливовое, клубничное, вишневое, каша манная, пшенная, рисовая, мебель деревянная, посуда фарфоровая, платье ситцевое, шелковое, брюки шерстяные, сапоги кожаные, резиновые, лапы кошачьи, собачьи, характер лисий, львиная доля и т.п. Предложите ребенку отгадать предметы по вкусу, запаху, на ощупь, а потом объяснить, как он догадался об этом: картошка горячая, рассыпчатая, мягкая, апельсин ароматный, сладкий, шершавый; лимон овальный, кислый; яблоко гладкое, круглое, сочное; лук гладкий, круглый, горький. Обратите внимание на родовые окончания прилагательных.

Предложите ребенку послушать и запомнить звук сминаемой бумаги, звук разрываемой бумаги, затем отгадать, какое действие вы выполняете (мама рвет бумагу, папа мнет бумагу, дедушка шуршит газетой, мама перелистывает страницы книги; брат выливает воду в раковину, сестра наливает воду в чашку, бабушка пересыпает крупу из банки в кастрюлю и т.п.). Задавая вопросы ребенку, поощряйте полные ответы, попросите рассказать, чем заняты в данный момент члены семьи, посоревнуйтесь с ребенком, кто скажет самое длинное предложение.

Грамматическим строем речи позволят овладеть игры «Кто чем пользуется?», «Кому что нужно для работы?», «Чего не хватает?», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что для чего нужно?» и др.

Виды игры и ее значение при проведении занятий.

Наиболее эффективны при проведении занятий в домашней обстановке ролевые игры, в которых участвуют взрослые и ребенок. Высшей формой таких игр предстает умение ребенка самостоятельно распределить роли в игре и выдать задания взрослым участникам: маме, папе, бабушке. Игры могут быть связаны со знакомством с предлогами, размерами окружающих предметов, изменение их количества.

Так игра с предлогами может быть проведена в варианте «шкаф и игрушка»: игрушка в шкафу, на шкафу, за шкафом, перед шкафом, под шкафом и т.д. с обязательным активным действием и четким раздельным произнесением соответствующих предлогов. Можно предложить ребенку графические схемы предлогов, с помощью которых ребенок определит взаимное расположение предметов в пространстве, сможет выполнить предложенное задание, а позже и предложит выполнить задание взрослому. Первоначально предлоги отрабатываются в реальных действиях ребенка (по инструкции, в действиях с игрушками, по схеме). Затем с опорой на картинки составляются предложения с использованием схем.

Игра с размерами предметов может быть проведена в варианте «уменьшительное слово» или «Строим домик для гнома»: стул – стульчик, стол – столик, кровать – кроватка с обязательной демонстрацией предметов или рисованием. При игре по определению количества предметов сначала использовать сочетание понятий «один – много»: одна – это ложка, много – это ложки, на столе много ложек. Затем приступать к пересчету предметов с обязательным наименованием их: одна ложка – три ложки – пять ложек. Важно при этом, как и в предыдущих случаях, интонационно выделять окончания существительных.

Исправление речи – длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи – это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе! Вот несколько способов высказать одобрение:

- Молодец!

- Правильно!

- У тебя это хорошо получилось!

- Ты сегодня хорошо потрудился!

- Я знал (знала), что ты справишься!

- Отлично!

- С каждым днем у тебя получается лучше!

Будем оптимистичны: дорогу осилит идущий!

Категория: Родителям | Добавил: Маруся (24.08.2010)
Просмотров: 938 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz