На этом
этапе желательно использовать маркер — нитку или яркий браслет на левой руке ребенка. Также необходимо маркировать пространство стола (в
верхней левой его части приклеить красный кружок).
•
Положите перед ребенком квадрат, нарисованный на листе бумаги. Определите и
обозначьте разноцветными
линиями его стороны: верхняя, нижняя, левая, правая. Соотнесите их со сторонами листа. Найдите на квадрате верхний левый угол.
Отметьте его красной точкой.
Аналогичную работу проделайте с листом бумаги. Соотнесите с красным кружком на столе и маркером на
левой руке ребенка. Объясните ребенку, что выполнение заданий на бумаге он будет всегда
начинать, ориентируясь
на верхний левый угол листа и продвигаясь вправо вниз.
•
«Волшебные квадраты». Предложите ребенку обвести верхние, затем нижние левые, потом правые стороны квадратов, отметить
точками углы (верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый).
Усложненный вариант задания — наложенные квадраты.
•
«Муха». Положите перед ребенком квадрат, разделенный на 9—25 одинаковых
частей. В центральную часть
квадрата поместите рисунок мухи. По вашей команде ребенок должен передвигать муху по квадрату. После того как ребенок полностью
освоит упражнение, предложите ему передвигать муху мысленно.
•
Пространственные диктанты. Поставьте на листе бумаги в клетку точку. Научите
ребенка вести линию от точки по вашей команде (два шага вверх, три — вправо и т.д.).
•
«Следопыт». Положите перед ребенком лист, расчерченный на 9—25 квадратов, в левом верхнем углу которого стоит красная точка. Такой же лист, в одном
из квадратов которого нарисован «клад»,
положите перед собой, закрыв от
ребенка ширмой. Предварительно проведите
на своем листе дорожку от точки до клада. Продиктуйте ребенку путь. Затем сравните получившиеся рисунки.
•
«Дорожки». Для закрепления правильного навыка работы на листе бумаги предложите
ребенку провести дорожки
от кошки к миске, от пчелы к цветку, от тучки к траве, от парашютистов к земле и т.д.
•
«Обводка». Предложите ребенку обвести сначала простые фигуры, затем сложные,
соблюдая правильное направление
движения: слева направо, сверху вниз.
•
«Копирование». Предложите ребенку скопировать вначале геометрические фигуры,
затем более сложные рисунки,
состоящие из геометрических фигур. Работа проводится на листе бумаги в крупную клетку.
•
Копирование сложных фигур на чистом листе.
Вербальная маркировка пространства
Проводя
работу по уточнению пространственных представлений, необходимо постоянно стремиться к их вербализации. Однако на заключительном
этапе необходимо провести
отдельную работу, включающую следующие компоненты: последовательности (время суток, времена года, дни недели, месяцы),
предлоги, составление рассказа по сюжетной серии, составление рассказа по картине,
логико-грамматические речевые конструкции.
|