Одновременно с развитием
зрительного и слухового внимания занимайтесь развитием связной речи ребенка.
Пусть малыш рассказывает вам о том, чем он занимался в детском саду, что видел на
прогулке, почему ему понравился новый мультфильм. Если он не ходит в детский
сад, пусть рассказывает пришедшему с работы папе о том, как прошел день.
Показывайте ребенку пример — рассказывайте ему о том, чем вы занимаетесь, где
бываете.
Учите ребенка составлять
предложения по картинкам: «Девочка сидит», «Мальчик идет», «Дети поливают цветы», «Рыбак ловит рыбу удочкой».
Объясните, что вы составляете предложения, что предложения состоят из слов, что
количество слов в предложении может быть разным. На примере простых
предложений, состоящих из 3—5 слов, потренируйте малыша в определении
количества слов в предложении, поупражняйте в составлении предложений с
заданным количеством слов.
Затем переходите на следующую
ступеньку. Пора рассказать ребенку, что слова можно делить на части — слоги.
Покажите, как это делается. Предложите отхлопать в ладоши, протопать или
отстучать слоги в словах ма-ма, па-па, да-на, ли-са, во-да, ма-ши-на,
до-ро-га, ра-ке-та, у-сы, о-са, дом, кот. Попробуйте вместе с ребенком
составлять слова из данных слогов:
• Если сказать РЕ, а потом
КА, что получится?
• Какое слово получится из
слогов РО и СА?
• Составь слово из слогов КА,
РЕ, ТА.
Когда ребенок освоит слоговой
анализ и синтез, можно переходить к звуковому анализу и синтезу. Для начала
покажите, что из двух звуков [у] и [а] получается плач маленького ребенка у-а,
из звуков [а] и [у] получается крик заблудившихся в лесу детей а-у, из
звуков [и] и [а] получается песенка ослика и-а. Подберите
соответствующие картинки и поупражняйте малыша в различении этих слияний
гласных звуков. Предложите ему такие задания:
• Если я спою а-а, а
потом у-у, что получится?
• Я пою и-а. Какой
звук я пою сначала, а какой потом? И т. п. Потренируйте ребенка в выделении
гласных звуков из начала слова в ударной позиции:
• Какой звук я тяну в начале
слов аист, утка, ослик, иглы?
• С какого звука начинаются
имена Аня, Алик, Алла, Ася?
• Вспомни имя девочки,
которое начинается со звука [о]. И т. п.
А сможет ли ребенок выделить
гласные звуки из начала слова, если они находятся в безударной позиции?
• Какой звук начинает слова арбуз,
индюк, улитка?
• Какие слова, начинающиеся с
этих звуков, ты можешь вспомнить?
На этом этапе ребенку можно
дать представление о гласном звуке, объяснить, что гласные звуки произносятся
легко (во рту
нет никакой преграды), поэтому их можно петь. Сразу же вводится обозначение
гласных звуков: красный кружок.
Затем можно начать работу по
выделению конечных согласных из коротких слов: кот, мак, дом, суп. И
сразу же дать представление о согласном звуке: объяснить, что согласные звуки
нельзя петь, потому что во рту обязательно есть преграда для прохождения
воздуха, но некоторые из них можно тянуть: [с], [ж], [р]. Можно дать
обозначение пока только твердых согласных звуков — синий кружок. На этом этапе
целесообразно поупражнять ребенка в составлении и анализе закрытых слогов: ам,
уп, ок, ит. Для этой работы рекомендуется использовать вырезанные из
картона красные и синие кружки следующим образом.
Я произнесу сначала [а], а потом [т]. Какой слог получился?
Правильно, am. Давай
обозначим звуки этого слога кружками. Какой кружок ты положишь первым?
Правильно, красный. Почему? Правильно, звук [а] — гласный, обозначается красным
кружком. Какой кружок ты положишь потом? Правильно, синий, потому что звук [т]
— согласный.
Когда эта работа будет легко
выполняться ребенком, попробуйте научить его выделять согласные звуки из начала
и середины слова. Произносите тот звук, который должен выделить ребенок,
утрированно, тяните его:
• М-м-мак. Какой звук
слышится в начале слова? Правильно, звук [м].
• Н-н-нос. Какой звук
первый в этом слове? Правильно, звук [н].
• Мар-р-рка. Какой
звук я тяну в середине слова? Правильно, звук [р].
На этом этапе можно дать
ребенку представление о том, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими: [б]
и [б'], [т] и [т'], [с] и [с'] и т.п., поупражнять детей в узнавании и
различении твердых и мягких согласных звуков. (Ниже приведены примеры таких
игр.) Далее целесообразно научить ребенка определять место любого заданного
звука в слове (начало, середина, конец). (В пособии приведены и такие игры.)
Полезно научить ребенка определять количество и порядок звуков в слове,
составлять звуковые схемы слов, подбирать слова с заданным количеством звуков.
Работать над различением
звонких и глухих согласных звуков лучше уже в период обучения грамоте.
Подготовку ребенка к обучению грамоте невозможно представить без развития
тонкой моторики и навыков ориентировки на плоскости листа. Проверьте, правильно
ли ребенок держит карандаш, умеет ли закрашивать изображения разного размера и
сложности, не выходя за контур; может ли проводить прямые и волнистые,
вертикальные и горизонтальные линии, рисовать различные геометрические фигуры.
Предложите малышу порисовать в тетради в крупную клетку: научите видеть строку,
выполнять обводку клеточек, рисовать в клеточках различные фигурки, писать
палочки.
Если вы прошли с ребенком все
этапы добукварного периода, если он готов к обучению грамоте, можете начинать.
Вам, конечно же, нужен Букварь или Азбука и хорошие методические рекомендации.
В книге «Мой Букварь» вы найдете все, что вам для этого необходимо. А настоящая
«Грамотейка» станет еще одним вашим помощником. Так, показывая малышу каждую
новую букву, объясняйте, что буква может быть большой (заглавной) и маленькой, подберите
с ребенком картинки, в названиях которых новая буква пишется в начале,
составьте слоги и слова из изученных уже букв.
Еще один совет: не торопите
малыша, переходите к изучению новой буквы только тогда, когда он хорошо
запомнил все предыдущие, легко составляет и читает слоги и слова с ними. Пусть
малыш не только составляет слоги и слова из букв нашей разрезной азбуки, но и
пишет их в тетради, альбоме, на доске карандашами, фломастерами, красками.
Помогите ребенку, если он хочет слепить буквы из пластилина, вырезать из
бумаги. Ведь из них тоже можно составлять слоги и слова.
Какие слияния звуков, слоги,
слова и предложения можно составить из букв нашей разрезной азбуки при условии,
если вы размножите каким-либо образом наиболее часто употребляемые буквы? (Эти
этапы работы вы должны пройти, если будете придерживаться изложенных в пособии
рекомендаций и предложенного порядка изучения букв.)