Обучение дошкольников элементам грамоты (полезные советы для педагогов и родителей от Н.В.Нищевой). Часть 1.
На протяжении не одного
десятка лет многих педагогов и родителей волнует вопрос: учить или не учить
дошкольников грамоте? Известный российский психолог Р. С. Немов настаивает на
том, что научение детей грамоте можно инеобходимо перенести из младшего школьного в дошкольный
возраст и сделать обязанностью дошкольного обучения (Немов Р.С. Психология. —
М.: Просвещение, 1995, с. 280). Уже в два с половиной — три года малыши
начинают проявлять интерес к буквам. «Это какая буква? Что здесь написано?» —
такие вопросы слышали все родители маленьких почемучек. Как же оставить такие
вопросы без ответа? А можно ли использовать познавательный интерес малышей и
начать раннее обучение грамоте? Многие современные ученые считают, что
дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с 4 до
5 лет считается периодом «языковой одаренности», когда дети особенно восприимчивы
к звуковой стороне речи.
Еще в прошлом веке такие
российские ученые, как Л.С.Выготский, Л.И.Божович, А.П.Усова, Е.И.Тихеева,
признавали возможность обучения грамоте дошкольников. Реалии современной жизни
таковы, что дошкольников не только можно, но и нужно учить грамоте. Только
делать это следует правильно. Во-первых, важно правильно подготовить малышей к
этому процессу, развить у них зрительное и слуховое внимание, мышление, память,
устную речь, пальцевую моторику. Во-вторых, обучение необходимо проводить
только в игровой форме, так как именно игра является основным видом
деятельности дошкольников, именно игра наиболее доступна, понятна и интересна
малышам, именно в игре наиболее полно удовлетворяются их насущные потребности.
Только в игре можно «как бы мимоходом, достигать обучения чтению и письму», о
чем писал еще К.Д.Ушинский.
В-третьих, обучение должно
проходить на положительном эмоциональном фоне. Ни в коем случае нельзя
заставлять ребенка заниматься, применять хоть какое-то давление, выражать свое
неудовольствие и тем более разочарование, если малыш в чем-то не оправдал ваших
ожиданий. Будьте терпеливы, раз взялись за такое сложное дело. Показывайте
ребенку, что вы, играя с ним, испытываете огромное удовольствие, что вам
интересны все игры и задания, с которыми вы поможете ему справиться в случае
затруднения.
В-четвертых, при обучении
чтению нельзя закреплять у ребенка неправильное произношение звуков. А значит,
процесс должен строиться только на материале правильно произносимых звуков. В
связи с этим следует изменить традиционно принятую последовательность
ознакомления ребенка с буквами русского алфавита. Разные звуки родной речи
осваиваются ребенком в разные сроки — есть «трудные» для детей звуки. Часто
бывает, что, начиная изучать буквы, ребенок еще не очень хорошо произносит
звуки, ими обозначаемые. В дальнейшем это может привести к возникновению
нарушений письма и чтения. Поэтому трудные в произношении звуки и
соответствующие им буквы следует изучать в последнюю очередь. Можно предложить
следующую последовательность изучения букв: А, У, О, И, Т, П, Н, М, К, Б, Д, Г,
Ф, В, X, Ы, С, 3, Ш, Ж, Э,
Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ. Если вы будете соблюдать эти требования и
следовать рекомендациям, то ваш ребенок научится читать так же естественно, как
научился ходить и говорить.
В основе предлагаемой
методики лежит широко известный звуковой аналитико-синтетический метод,
опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза. Чтобы
научиться читать, ребенок должен понять, что речь рождается из слова, а также
усвоить звукослоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.
Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на
слова, слов — на слоги, слогов — на звуки и наоборот, объединение звуков в слоги,
слогов — в слова, слов — в предложения.
Впервые обоснование звукового
аналитико-синтетического метода обучения грамоте сделал К.Д.Ушинский в 1864
году в книге «Родное слово». Именно он разработал методические приемы
выполнения специальных упражнений для подготовки детей к усвоению грамоты на
основе этого метода. В начале XXвека Н.Ф.Бунаков, Д.И.Тихомиров, В.А.Флеров вносили различные
изменения в звуковой аналитико-синтетический метод. Работа над
усовершенствованием этого метода ведется и по настоящее время.
Основные этапы подготовки
ребенка к обучению грамоте коротко можно изложить следующим образом.
Сначала займитесь развитием
зрительного и слухового восприятия и внимания малыша. Проверьте, сможет ли он
сложить из палочек или спичек по образцу и описанию данные несложные фигуры
(рис. 1).
Рис. 1
Если ребенок затрудняется,
помогите ему. Проделывайте эти упражнения по выкладыванию фигур ежедневно.
Используйте для этого не только палочки и спички, но и карандаши или
фломастеры, а также цветные брусочки от любого конструктора. Сначала пусть
малыш выкладывает фигурки по образцу, а потом по вашему устному объяснению.
Когда с этим заданием он будет легко справляться, переходите к более сложному:
нарежьте из цветного картона разные по размеру геометрические фигуры и
покажите, какие интересные игрушки можно из них сложить — домик, грузовик,
снеговика, мишку, кошку (рис. 2).
Рис. 2
А может быть, малыш
пофантазирует и придумает сам, что еще можно сложить из этих фигур.
Одновременно вы можете закрепить знание ребенком названий геометрических фигур,
поупражнять его в узнавании и различении цветов, в ориентировке на плоскости.
Он должен усвоить понятия вверху, внизу, слева, справа. Научите его
употреблять предлоги на, в, у, из, с, от, под, над, перед, из-за, из-под. Все
это можно проделывать в следующей игровой форме. Предложите ребенку задание:
«Давай пойдем в твою комнату и погрузим все красные кубики в большой грузовик.
Куда ты погрузил кубики? Правильно, в грузовик. А теперь давай выгрузим кубики
из грузовика. Откуда ты достаешь кубики? Правильно, из грузовика». И т. п.
Следующим этапом станет
складывание так называемых разрезных картинок из частей. Проверьте, из скольких
частей ребенок легко сложит картинку. Это могут быть и две, и три, и четыре
части. Разрезы могут быть и горизонтальными, и вертикальными, и диагональными, и
фигурными. Сначаласкладывайте простые предметные картинки, потом переходите к
сюжетным. Используйте кубики с сюжетными картинками, игры-пазлы, различные
конструкторы, сборные игрушки, мозаики. Они не только развивают зрительное
восприятие и внимание, но и пространственные представления, пальцевую моторику.
Занимаясь развитием слухового
восприятия и внимания, поупражняйте малыша в различении неречевых звуков.
Проверьте, отличит ли он стук молоточка от звона ложки в стакане, шуршание
сминаемой бумаги от шума пересыпаемой из стакана в стакан крупы, погремушку от
игрушки-пищалки и т.п. Сможет ли малыш показать, в какой части комнаты вы
играете на дудочке, если у него завязаны глаза. Если ребенок все это делает с
легкостью, переходите к следующим упражнениям.
Подберите веселые картинки с
изображениями паровозика, девочки с куклой, игрушечного мишки, лошадки.
Объясните, что паровозик поет такую песенку: «У-у». Девочка укачивает куклу:
«А-а». Мишка рычит: «О-о». Лошадка ржет: «И-и». Предложите малышу спеть эти
звуки вместе с игрушками. На первых порах помогайте ребенку в этом. Попробуйте
проделать такое упражнение: вы поете песенку, прикрыв рот листом бумаги, а
ребенок показывает соответствующую картинку.
Привлеките внимание ребенка к своим губам, когда поете
звуки. Покажите, как ваш рот широко открыт, когда вы поете звук [а]; как губы
вытянуты трубочкой, когда вы поете звук [у]; как округлены губы при пении звука
[о] и растянуты в улыбку при пении звука [и]. Угадает ли ребенок звуки по
беззвучной артикуляции? Здесь можно дать ребенку представление о звуке,
объяснить, что звуки мы и слышим, и произносим.