Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 20.09.2024, 01:20

Домашний логопед

Меню
Категории раздела
Родителям [16]
Коллегам [11]
Студентам [3]
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 95
Кто здесь?

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Форма входа

Статьи

Главная » Статьи » Родителям

Обучение дошкольников элементам грамоты (полезные советы для педагогов и родителей от Н.В.Нищевой). Часть 1.

На протяжении не одного десятка лет многих педагогов и родителей волнует вопрос: учить или не учить дошкольников грамоте? Известный российский психолог Р. С. Немов настаивает на том, что научение детей грамоте можно инеобходимо перенести из младшего школьного в дошкольный возраст и сделать обязанностью дошкольного обучения (Немов Р.С. Психология. — М.: Просвещение, 1995, с. 280). Уже в два с половиной — три года малыши начинают проявлять интерес к буквам. «Это какая буква? Что здесь написано?» — такие вопросы слышали все родители маленьких почемучек. Как же оставить такие вопросы без ответа? А можно ли использовать познавательный интерес малышей и начать раннее обучение грамоте? Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с 4 до 5 лет считается периодом «языковой одаренности», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи.

Еще в прошлом веке такие российские ученые, как Л.С.Выготский, Л.И.Божович, А.П.Усова, Е.И.Тихеева, признавали возможность обучения грамоте дошкольников. Реалии современной жизни таковы, что дошкольников не только можно, но и нужно учить грамоте. Только делать это следует правильно. Во-первых, важно правильно подготовить малышей к этому процессу, развить у них зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устную речь, пальцевую моторику. Во-вторых, обучение необходимо проводить только в игровой форме, так как именно игра является основным видом деятельности дошкольников, именно игра наиболее доступна, понятна и интересна малышам, именно в игре наиболее полно удовлетворяются их насущные потребности. Только в игре можно «как бы мимоходом, достигать обучения чтению и письму», о чем писал еще К.Д.Ушинский.

В-третьих, обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка заниматься, применять хоть какое-то давление, выражать свое неудовольствие и тем более разочарование, если малыш в чем-то не оправдал ваших ожиданий. Будьте терпеливы, раз взялись за такое сложное дело. Показывайте ребенку, что вы, играя с ним, испытываете огромное удовольствие, что вам интересны все игры и задания, с которыми вы поможете ему справиться в случае затруднения.

В-четвертых, при обучении чтению нельзя закреплять у ребенка неправильное произношение звуков. А значит, процесс должен строиться только на материале правильно произносимых звуков. В связи с этим следует изменить традиционно принятую последовательность ознакомления ребенка с буквами русского алфавита. Разные звуки родной речи осваиваются ребенком в разные сроки — есть «трудные» для детей звуки. Часто бывает, что, начиная изучать буквы, ребенок еще не очень хорошо произносит звуки, ими обозначаемые. В дальнейшем это может привести к возникновению нарушений письма и чтения. Поэтому трудные в произношении звуки и соответствующие им буквы следует изучать в последнюю очередь. Можно предложить следующую последовательность изучения букв: А, У, О, И, Т, П, Н, М, К, Б, Д, Г, Ф, В, X, Ы, С, 3, Ш, Ж, Э, Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ. Если вы будете соблюдать эти требования и следовать рекомендациям, то ваш ребенок научится читать так же естественно, как научился ходить и говорить.

В основе предлагаемой методики лежит широко известный звуковой аналитико-синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза. Чтобы научиться читать, ребенок должен понять, что речь рождается из слова, а также усвоить звукослоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами. Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки и наоборот, объединение звуков в слоги, слогов — в слова, слов — в предложения.

Впервые обоснование звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте сделал К.Д.Ушинский в 1864 году в книге «Родное слово». Именно он разработал методические приемы выполнения специальных упражнений для подготовки детей к усвоению грамоты на основе этого метода. В начале XXвека Н.Ф.Бунаков, Д.И.Тихомиров, В.А.Флеров вносили различные изменения в звуковой аналитико-синтетический метод. Работа над усовершенствованием этого метода ведется и по настоящее время.

Основные этапы подготовки ребенка к обучению грамоте коротко можно изложить следующим образом.

Сначала займитесь развитием зрительного и слухового восприятия и внимания малыша. Проверьте, сможет ли он сложить из палочек или спичек по образцу и описанию данные несложные фигуры (рис. 1).

Рис. 1

Если ребенок затрудняется, помогите ему. Проделывайте эти упражнения по выкладыванию фигур ежедневно. Используйте для этого не только палочки и спички, но и карандаши или фломастеры, а также цветные брусочки от любого конструктора. Сначала пусть малыш выкладывает фигурки по образцу, а потом по вашему устному объяснению. Когда с этим заданием он будет легко справляться, переходите к более сложному: нарежьте из цветного картона разные по размеру геометрические фигуры и покажите, какие интересные игрушки можно из них сложить — домик, грузовик, снеговика, мишку, кошку (рис. 2).


Рис. 2

А может быть, малыш пофантазирует и придумает сам, что еще можно сложить из этих фигур. Одновременно вы можете закрепить знание ребенком названий геометрических фигур, поупражнять его в узнавании и различении цветов, в ориентировке на плоскости. Он должен усвоить понятия вверху, внизу, слева, справа. Научите его употреблять предлоги на, в, у, из, с, от, под, над, перед, из-за, из-под. Все это можно проделывать в следующей игровой форме. Предложите ребенку задание: «Давай пойдем в твою комнату и погрузим все красные кубики в большой грузовик. Куда ты погрузил кубики? Правильно, в грузовик. А теперь давай выгрузим кубики из грузовика. Откуда ты достаешь кубики? Правильно, из грузовика». И т. п.

Следующим этапом станет складывание так называемых разрезных картинок из частей. Проверьте, из скольких частей ребенок легко сложит картинку. Это могут быть и две, и три, и четыре части. Разрезы могут быть и горизонтальными, и вертикальными, и диагональными, и фигурными. Сначаласкладывайте простые предметные картинки, потом переходите к сюжетным. Используйте кубики с сюжетными картинками, игры-пазлы, различные конструкторы, сборные игрушки, мозаики. Они не только развивают зрительное восприятие и внимание, но и пространственные представления, пальцевую моторику.

Занимаясь развитием слухового восприятия и внимания, поупражняйте малыша в различении неречевых звуков. Проверьте, отличит ли он стук молоточка от звона ложки в стакане, шуршание сминаемой бумаги от шума пересыпаемой из стакана в стакан крупы, погремушку от игрушки-пищалки и т.п. Сможет ли малыш показать, в какой части комнаты вы играете на дудочке, если у него завязаны глаза. Если ребенок все это делает с легкостью, переходите к следующим упражнениям.

Подберите веселые картинки с изображениями паровозика, девочки с куклой, игрушечного мишки, лошадки. Объясните, что паровозик поет такую песенку: «У-у». Девочка укачивает куклу: «А-а». Мишка рычит: «О-о». Лошадка ржет: «И-и». Предложите малышу спеть эти звуки вместе с игрушками. На первых порах помогайте ребенку в этом. Попробуйте проделать такое упражнение: вы поете песенку, прикрыв рот листом бумаги, а ребенок показывает соответствующую картинку.

Привлеките внимание ребенка к своим губам, когда поете звуки. Покажите, как ваш рот широко открыт, когда вы поете звук [а]; как губы вытянуты трубочкой, когда вы поете звук [у]; как округлены губы при пении звука [о] и растянуты в улыбку при пении звука [и]. Угадает ли ребенок звуки по беззвучной артикуляции? Здесь можно дать ребенку представление о звуке, объяснить, что звуки мы и слышим, и произносим.
Категория: Родителям | Добавил: Маруся (08.09.2010)
Просмотров: 2545 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz