Необходимость развития моторики
рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики.
Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон
головного мозга и вследствие этого развитию речевой функции. Рекомендуются
различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности,
координации, синхронности движений пальцев рук.
Начинать работу по развитию
мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно
массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на
активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем
дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые
стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков
самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.
д.
В старшем дошкольном возрасте
работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать
важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Почему так важно для детей
развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры,
отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя
тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы
активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Чтобы заинтересовать ребенка и
помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не
отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Массаж рук.
Проводится сначала на одной руке, затем на
другой.
- Поглаживание от кончиков
пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны
- Разминание пальцев:
интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца
- Упражнение
"Сорока-белобока"
- Интенсивные движения
большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу
- Сгибание-разгибание всех
пальцев одновременно
- Сгибание-разгибание руки в
кистевом суставе
- Интенсивное растирание
каждого пальца
- Точечный массаж каждого
пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон
- "Пальцы ложатся
спать": поочередное загибание пальцев, затем их одновременное
выпрямление в сопровождении стихотворения:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
- "Пальчики
здороваются"
- Повторить первое упражнение.
Хорошо зарекомендовала себя
разнообразная предметная деятельность, которая способствует развитию мелкой
моторики:
•1. застегивание и расстегивание
пуговиц;
•2. шнурование ботинок;
•3. шнуровка на специальных
рамках;
•4. нанизывание колец на тесьму;
•5. игры с мозаикой;
•6. сортировка мозаики по
ячейкам;
•7. игры с конструкторами;
•8 перебирание круп, зерен (к
примеру, фасоль отделить от гороха).
|